Итоги работы Ленинградского УФАС России за первое полугодие 2015

Всего в Ленинградское УФАС России за отчетный период поступило около 1200 обращений и жалоб на нарушения. В результате было рассмотрено порядка 400 дел, вынесено 250 предписания и 69 предупреждения, возбуждено 106 административных производств, в федеральную казну поступило 48 млн. административных штрафов.

По отделу антимонопольного контроля в управление поступило 900 жалоб и обращений, что в 1,5 раза превысило полугодовой период предыдущего года.

Антимонопольным органом было выдано 74 предписания и предупреждения о прекращении монополистической деятельности, большинство из которых было исполнено, также было возбуждено 4 дела по недобросовестной конкуренции, которые закончились выдачей 3 предписаний.

В отношении законодательства о рекламе было возбуждено 18 дел, в том числе 9 дел по собственной инициативе в результате плановых и внеплановых проверок, проведенных управлением.

Было выдано 18 предписаний, большинство дел по данному направлению касались рекламодателей и рекламораспространителей услуг медицинских и косметологических салонов, которые в рекламе не указывали информацию о  возможных противопоказаниях и необходимости проконсультироваться со специалистами, что прямо предусмотрено Законом о рекламе.

Одно из примечательных дел, рассматриваемых управлением было дело в отношении компании «Росгосстрах», которая направила рекламу по мобильной связи без согласия абонента. Реклама была признана  незаконной.

Также в отношение Гатчинской компании-застройщика «Сити-Инвест-Строй» было возбуждено дело за рекламу в сфере строительства домов без указания информации о месте размещения проектной декларации. Такая информация является обязательной, а ее отсутствие могло ввести потребителей в заблуждение и повысить риски приобретения жилья в доме, на который, например, не получено разрешение на строительство.

По 19 жалобам  возбуждены дела по антимонопольному законодательству со стороны субъектов естественных монополий. Общее количество наложенных штрафов более 45 млн. рублей на юридических и должностных лиц компаний.

31 предписание выдано по рассмотрению жалоб на нарушение Закона о закупках отдельными видами юридических лиц. Большинство жалоб были связаны с необоснованными требованиями в конкурсной документации, либо необоснованным отклонением кого-либо из участников закупок, что приводило к заключению контракта с единственным поставщиком и, следовательно, к ограничению конкуренции.

В рамках проверок цен на продукты питания, совместно с прокуратурой была поведена проверка гипермаркета Ашан на Приозерском шоссе, по результатам проверки возбуждено дело по недобросовестной конкуренции. Компанию признали нарушившей статью 14 Закона о защите конкуренции, нарушение выразилось в продаже сельхоз продукции из других регионов под видом продукции из Ленинградской области. Такие действия были признаны вводящими в заблуждение покупателей и актом недобросовестной конкуренции.

Также по товарному рынку было возбуждено дело по жалобе Торгового дома «Перекресток»  на производителя куриного яйца Птицефабрику «Синявинская» за поддержание монопольно высокой цены товара. Птицефабрике вменяется статья 10 Закона о защите конкуренции , рассмотрение дела продолжается.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства создан на наш взгляд прецедент, в регионе были выявлены признаки недобросовестной конкуренции в действиях управляющей компании, которая отказала в передаче документации на управление многоквартирными домами компании, победившей по результатам открытого конкурса на выбор управляющей компании. Такие действия квалифицируются как акт недобросовестной конкуренции, поскольку в чистом виде передача документов является нарушением жилищного законодательства и это полномочия жилищной инспекции, но в совокупности с действиями по не допуску к помещениям, направлением повторных квитанций жителям многоквартирных домов и распространением информации на сайте является актом недобросовестной конкуренции. Предписание выдано, исполнено, компанию ждет административный штраф.

Продолжается «борьба» между сетевыми организациями и гражданами. Сетевые организации препятствуют подключению граждан к электрическим сетям на территории Ленинградской области. 12 дел было рассмотрено в отношении ОАО «Ленэнерго», 1 в отношении ОАО «ЛОЭСК», 1 в отношении ОАО «ОЭК».

5 дел было рассмотрено в отношении ОАО «Газпром-газораспределение», их нарушения связаны с отказом в выдаче технических условий и документов на подключение к газовым сетям.

Одним из громких дел было возбужденное в начале года дело в отношении Северо-Западной пригородной пассажирской компании за ввод компанией дополнительного сбора при продаже билетов в вагоне поезда. Дело было передано в Центральный аппарат ФАС России, так как имело достаточно прецедентный характер и на сегодняшний день находится на рассмотрении.

В настоящее время управлением возбуждено дело в отношении компании ФГУП «Росморпорт» в порту Усть-Луга. Волюнтаристские действия компании выразились в отказе выдавать постоянные пропуска частной лоцманской службе ООО «Альбатрос», в результате чего компания оказалась не допущена к оказанию услуг на части товарного рынка. Такие действия могут быть признаны монополистическими. На сегодняшний день также есть признаки нарушения статьи 15 закона о защите конкуренции, связанные с злоупотреблением  ФГУП «Росморпорт» властными полномочиями.

По отделу контроля государственных закупок и антимонопольного контроля органов власти.

По отделу контроля государственных закупок общее количество жалоб, рассмотренных в первом полугодии – 348, из них 191 признана обоснованной и выдано 128 предписаний об устранении нарушений.

По отделу контроля государственных закупок 51 постановление на сумму 935 тыс. рублей, около 35 должностных лиц привлечено к административной ответственности, по факту исполнено 35 постановлений.

По отделу антимонопольного контроля органов власти было возбуждено 31 дело, выявлено 27 случаев нарушения антимонопольного законодательства, вынесено 21 предписание.

Из общего количества дел можно выделить два основных блока. Первый блок – это проведение конкурсов при выборе управляющих компаний. Второй блок – это нарушения, связанные с созданием и утверждением административных регламентов по выдаче градостроительных планов земельных участков, в которых требуются  дополнительные документы, не предусмотренные  Градостроительным кодексом РФ.