ДОКЛАД. Реализация функций антимонопольных органов по административному обжалованию в сфере строительства

Сфера деятельности: Контроль органов власти

ДОКЛАД

Реализация функций антимонопольных органов по административному обжалованию в сфере строительства

 

Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 250-ФЗ в статью 18.1 Закона о защите конкуренции внесены изменения, в силу которых полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1, дополнены рассмотрением жалоб на акты и действия (бездействие) органов исполнительной власти, органов местного самоуправления либо иных организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также жалобы на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации водопроводно-канализационного хозяйства, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации при осуществлении в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (п. 2, 3 ч. 1 ст. 18.1 ФЗ-135).

Исключение составляют процедуры, осуществляемые государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством РФ.

Целью предоставления антимонопольному органу соответствующих полномочий являлось устранение административных барьеров при осуществлении строительной деятельности.

 

В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждены 5 перечнейпроцедур в сферах строительства:

  1. Перечень процедур в сфере жилищного строительства (Постановление от 30.04.2014 № 403)
  2. Перечень процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения (Постановление от 07.11.2016 № 1138, вступило в силу с 16.05.2017г.)
  3. Перечень процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства (Постановление от 27.12.2016 № 1504, вступает в силу с 29.06.2017г.)
  4. Перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения (Постановление от 28.03.2017 № 346, вступает в силу с 30.09.2017г.)
  5. Перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения (Постановление от 17.04.2017 № 452, вступает в силу с 25.10.2017г.)

 

Исчерпывающие перечни процедур содержат самостоятельные административные процедуры в сфере строительства, предусмотренные в том числе

 Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Воздушным кодексом РФ,

Федеральным законом от 23.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»,

Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»,

Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»,

Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»,

Федеральным законом от 23.11.2009 № «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

Порядком подключения к системам теплоснабжения (постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 307),

Правилами горячего водоснабжения (постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 642),

Правилами холодного водоснабжения и водоотведения (постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644),

Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ (постановление Правительства РФ от 17.05.2002            № 317),

Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения  (постановление Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314),

Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии … (постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861),

Правилами организации теплоснабжения в РФ (постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808).

Применительно к процедурам в сфере строительства антимонопольный орган вправе рассматривать жалобы на:

-  нарушение установленных сроков осуществления процедуры;

- предъявление требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства;

а в случае, когда речь идет о действиях (бездействии) организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей, то к вышеуказанному перечню добавляется также:

- незаконный отказ в приеме документов, заявлений;

- предъявление к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ.

Обжалование актов и действий (бездействия) уполномоченного органа и организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В связи с внесением Федеральным законом № 250-ФЗ изменений Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен статьей 14.9.1 «Нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства», в ч. 1 которой указано, что действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, обжалование которых предусмотрено антимонопольным законодательством РФ и которые выражены в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

При этом в указанных случаях виновные действия (бездействие) ресурсоснабжающих организаций должны быть квалифицированы как совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП.

Указанные изменения в законодательстве вступили в силу с 10 января 2016 года. Ранее административная ответственность за подобные действия не была предусмотрена.

В Ленинградское УФАС России в 2016 году поступило 198 (из них ОКОВ-95, ОКТРиР-74, ОКИРиЭ-28) жалоб, рассмотренных в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.  В истекшем периоде 2017 года таких жалоб было 103 (ОКОВ-44, ОКТРиР-30, ОКИРиЭ-28). 

         Однако, жалобы на действия органов власти, органов местного самоуправления и территориальных сетевых организаций от хозяйствующих субъектов при осуществлении ими деятельности по строительству (по пункту 2 и 3 части 1 статьи 18.1) не поступали.

         В 2016 году поступила 1 жалоба индивидуального предпринимателя на действия администрации муниципального образования, но данная жалоба была оставлена без рассмотрения в связи с тем, что заявитель обжаловал действия уполномоченного органа при выдаче разрешения на реконструкцию здания магазина, являющегося нежилым помещение, а не в сфере жилищного строительства.