Доклад о деятельности Ленинградского УФАС России в сфере контроля естественных монополий

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе - (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. 
Сферы деятельности субъектов естественных монополий определены в ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». К ним относятся:
-транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 
-транспортировка газа по трубопроводам;
-железнодорожные перевозки;
-услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
-услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
-услуги по передаче электрической энергии;
-услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
-услуги по передаче тепловой энергии;
-услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
-захоронение радиоактивных отходов;
-водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
-ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
В повседневной жизни почти каждый гражданин нашей страны, в том числе жители Ленинградской области, так или иначе, если не напрямую, то опосредованно, сталкиваются  с результатами деятельности субъектов естественной монополии – так называемых, инфраструктурных монополистов. То есть тех хозяйствующих субъектов, которые поставляют нам основные жизненно необходимые коммунальные услуги – свет, тепло, воду, газ…, оказывают транспортные услуги  на железной дороге, в морских и воздушных портах, предоставляют услуги связи, и др.
Законодательство предусматривает, что деятельность компаний, работающих в указанных сферах естественных монополий, подлежит государственному регулированию – антимонопольному, тарифному, техническому, и т.д.
При этом, необходимо учитывать, что в рамках изменений в законодательстве в 2015 – 2016 гг (в результате принятия так называемого, «4-го антимонопольный пакет»), ведомство «уходит» от модели работы - реагирование на нарушения монополистов по заявлениям отдельных граждан, как это было ранее («из пушки по воробьям»), а принимает на вооружение новый – системный подход, а именно, для достижения эффекта регулирования на макро- уровне, приоритетом становится - выявление злоупотреблений монополистов в отношении  широкого (неопределенного) круга потребителей, а также в отношении предпринимателей и компаний.
Так, в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» уточнены сферы применения запрета злоупотребления доминирующим положением.
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ, действующей с 5 января 2016 года) устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Злоупотреблением доминирующим положением, результатом которого является или может являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей следует рассматривать, например, установление или поддержание доминирующим хозяйствующим субъектом монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
С этого момента заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей подлежат направлению в течение семи дней с момента их регистрации в соответствующий орган исполнительной власти на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с обязательным уведомлением таких граждан о переадресации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Таким образом, поступившее в антимонопольный орган заявление гражданина об ущемлении доминирующим хозяйствующим субъектом его интересов в связи с исполнением обязательств, возникающих из договорных или преддоговорных отношений подлежит направлению в Роспотребнадзор для рассмотрения в соответствии с компетенцией, поскольку в указанном случае гражданин должен пользоваться правами, предоставленными ему Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Ущемление доминирующим хозяйствующим субъектом интересов гражданина может быть связано с нарушением правил предоставления коммунальных услуг.
Такие заявления антимонопольному органу необходимо направлять в соответствующий орган государственного жилищного надзора, поскольку в соответствии с Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493, в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Тем не менее, в Ленинградское УФАС России, по-прежнему поступает большое количество обращений граждан на действия сетевых организаций при осуществлении технологического присоединении к электрическим сетям.
Следует отметить, что в случае, когда гражданин заявляет о действиях хозяйствующих субъектов, связанных с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям, то заявление принимается, и рассматривается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Особо необходимо отметить, что технологическое присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств граждан на территории СНТ (ДНП) и других некоммерческих объединений, также регулируется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Большое количество заявлений поступает с жалобами на сферу подключения к газовым сетям. Граждан волнует стоимость подключения, стоимость технического обслуживания газового оборудования и т.д.
Сведения о работе отдела контроля инфраструктурных рынков и энергетики Ленинградского УФАС России за 2017 год в цифрах.
Информация о работе Экспертного совета по вопросам энергетики при Ленинградском УФАС России.