ФАС подозревает стивидоров в установлении монопольно высоких цен в морских портах

17 июня 2016 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) возбудила дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении девяти компаний1, оказывающих услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов в морских портах Российской Федерации (стивидорные компании).

Служба подозревает компании в установлении монопольно высоких цен на свои услуги по перевалке контейнеров, зерна, нефти и минеральных удобрений2.

В рамках исполнения поручений Президента РФ и Правительства РФ антимонопольный орган провел исследование рынка стивидорных услуг в морских портах в период с 2013 по 2015 год. Результаты исследования показали, что с момента принятия ФСТ России решения об отмене ценового регулирования3, в среднем цены на услуги стивидоров в российских портах выросли в 2,5 раза, а по отдельным позициям более чем в 10 раз. При этом в подавляющем большинстве случаев тарифы на услуги устанавливаются стивидорами в иностранной валюте.

В этой связи ведомство направило всем хозяйствующим субъектам, оказывающим стивидорные услуги в морских портах, предупреждение о необходимости устанавливать цены (тарифы) на оказываемые услуги в российских рублях.

Также в службе не исключают, что в результате рассмотрения дела могут инициировать пересмотр решений, принятых ФСТ России в 2013-2014 годах. Кроме того, ФАС России допускает возможность возбуждение новых дел в отношении стивидоров.

«Перевозка грузов на экспорт – это комплексная услуга, в которой задействована железнодорожная инфраструктура, операторы подвижного состава и стивидоры. Недобросовестные действия со стороны любого из участников этого процесса приводят к сокращению объемов экспорта и негативным последствиям по всей цепочке производства экспортируемых товаров», – отмечают в регуляторе.

В антимонопольном органе подчеркивают, что в настоящее время экспортные перевозки подвержены эффекту «двойной маржинализации», который оказывает негативное влияние на деятельность отечественных экспортеров. Косвенно это подтверждает рейтинг Всемирного банка «Doing Business 2016», в котором Россия заняла 170 место по показателю «Внешнеторговая деятельность».

Работа над сдерживанием роста транспортной составляющей для грузоотправителей остается одним из приоритетных направлений деятельности ФАС России. Напомним, что ранее ведомство выявило признаки коллективного доминирования на рынке операторов подвижного состава, направив компаниям ряд писем и предписаний.

 

 

Справка

  1. Дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства возбуждены в отношении следующих хозяйствующих субъектов: АО «Мурманский морской торговый порт», АО «Новороссийский морской торговый порт», АО «Первый контейнерный терминал», АО «Петролеспорт», ЗАО «Агросфера», ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», ООО «Восточная стивидорная компания», ООО «Приморский торговый порт», ПАО «Туапсинский морской торговый порт».
  2. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
  3. До 2013 года тарифы на стивидорные услуги в морских портах Российской Федерации устанавливала Федеральная служба по тарифам (ФСТ России). В период с 2013 по 2014 год в соответствии с приказами ФСТ России 58 хозяйствующих субъектов, оказывающих стивидорные услуги в российских морских портах получили право самостоятельно устанавливать цены (тарифы).
  4. Установление и поддержание монопольно высокой цены в соответствии  с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в размере от 1 до 15% от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги) на рынке которого совершено правонарушение.