Никита Загребельный: «Антимонопольные ведомства должны совершенствовать свои методики борьбы с картелями»
Смягчение ответственности и освобождение от нее, поощрение осведомителей и большие штрафы, делающие сговоры экономически не интересными – эксперты из стран ОЭСР совместно со специалистами ФАС России обменялись опытом борьбы с картелями, практиками работы, подходами к раскрытию и предотвращению сговоров.
Так, например, представитель Франции считает, что страны ОЭСР должны принять меры по недопущению участия компаний и физических лиц в картелях. По его мнению, если сумма штрафов будет достаточно велика, картель перестанет представлять собой хорошую «бизнес – идею».
В Австрии и Венгрии придерживаются программы освобождения от ответственности и смягчения наказания в случае явки с повинной. Однако и данная мера не вполне эффективна, признаются представители этих стран. Поэтому для решения проблемы в 2010 году в Венгрии была введена система вознаграждения осведомителей. Сумма награды составляет 1% от суммы штрафа, установленного на основании решения ВАК, но не более 160.000 евро.
В России проблема картелизации экономики также стоит очень остро. Об этом говорит сама мера, предусмотренная УК РФ за заключение антиконкурентных соглашении – до 7 лет лишения свободы. Но, несмотря на это, ежегодно антимонопольным ведомством фиксируется тысячи эпизодов сговоров на государственных и муниципальных торгах. Cамыми картелизированными рынками являются рынок строительства, дорожного ремонта, рынок медицинского оборудования и социального питания.
Никита Загребельный – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Ленинградского УФАС России: «Схемы и методы, применяемые участниками картелей, развиваются и становятся все сложнее. Антимонопольные ведомства также должны совершенствовать свои методики борьбы с ними. Несмотря на то, что штрафы, предусмотренные за участие в картеле, достаточно большие, зачастую, это не останавливает хоз.субъекты от заключения антиконкурентных соглашений. Некоторые участники рынка сознательно идут на нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, в нашей практике встречались случаи рецидива. Мероприятия, подобные этому, позволяют ознакомиться с международной методикой выявления сговоров и инструментами их пресечения, которые могут быть применены в нашей стране».
Помимо административного наказания, считают в Ленинградском УФАС России, необходима отлаженная работа с другими надзорными ведомствами. Институт дисквалификации должностных лиц, исправительные работы и лишение свободы, возможно, в какой-то мере остановят участников сговора от данного экономического преступления.