ФАС России: о ситуации, связанной с увеличением стоимости абонементного билета в железнодорожном пригородном сообщении

В совещании приняли участие представители Министерства транспорта России, Федеральной службы по тарифам, Правительства города Москвы, Правительства Московской области, Общественной палаты Российской Федерации, Национальной ассоциации транспортников России, ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания». Основное внимание участников было посвящено обсуждению вопроса многократного увеличения стоимости абонементного билета в пригородном железнодорожном сообщении (увеличение на отдельных направлениях составило от 33 % - Ховрино – Москва (с 600 руб. до 800 руб.), до 329% - Кашира – Москва (с 1700 руб. до 5600 руб.)).

До начала 2009 года регулировалась как разовая поездка, так и стоимость абонемента. При этом стоимость абонементного билета находилась на уровне 30 % от утвержденного тарифа разовой поездки и формировала, по данным ОАО «РЖД», значительный убыток перевозчика, не покрываемый дотациями бюджетов субъектов РФ. При этом примерно полоивна пассажиров пользовалась абонементными билетами.

С 1 января 2009 года субъекты РФ стали устанавливать только стоимость разовой поездки, со ссылкой на Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте утвержденных приказом МПС России от 26 июля 2002 года, согласно которому порядок продажи и стоимость абонементных билетов устанавливается железной дорогой, исходя из стоимости разового билета и нормативного количества поездок за период.

Органы регулирования естественных монополий в силу ФЗ «О естественных монополиях» обязаны обеспечивать баланс интересов пассажиров и ОАО «РЖД», обеспечивая первым доступность, а железнодорожникам — эффективное функционирование. Принятие решений о прекращении регулирования возможно, если возникают условия конкуренции, в том числе, с другими видами транспорта. При принятии решений по тарифам должны учитываться меры государственной поддержки.

Регулирование железнодорожных перевозок осуществляется органами регулирования субъектов РФ. При этом решение о введении и прекращении регулирования тарифов должны приниматься ФСТ России на основании предложений органов регулирования субъектов РФ (Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 № 950), ФСТ уполномочена контролировать субъекты РФ в части соответствия закону «О естественных монополиях» принимаемых тарифных решений.

Как показало обсуждение, органами власти субъектов РФ не обеспечивается баланс интересов пассажиров и перевозчика, ФСТ ограничивается мониторингом ситуации, нет контроля обоснованности регулируемых тарифов и принимаемых органами регулирования решений о прекращении регулирования поездок по абонементным билетам.

Установление ОАО «РЖД» стоимости абонемента с 1 января 2009 года на уровне 70 % от утвержденного тарифа разовой перевозки пассажиров в пригородном сообщении рассматривается компанией как «маркетинговый ход в целях повышения привлекательности регулярных пассажирских перевозок. Вместе с тем, такие действия воспринимаются населением не как снижение относительно суммы стоимости разовых поездок, а как значительное увеличение стоимости абонементного билета по сравнению с ранее существовавшей.

Резкое повышение с 1 января 2009 года стоимости абонементного билета для перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении является очень чувствительным для населения и несвоевременным в период нарастающих негативных социально-экономических последствий кризиса. Отсутствуют более «гибкие» предложения для пассажиров, в частности, возможности приобретения абонементных билетов не только на месяц, сезон, но и на фиксированное количество поездок (5, 10, 20 и др.).

По итогам совещания ФАС России направила письма в адрес органов власти субъектов РФ, ОАО «РЖД». Кроме того, в письме в Правительство РФ был представлен анализ ситуации, связанной со значительным увеличением стоимости абонементного билета на проезд пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, а также предложения по улучшению ситуации.

Предлагается следующее:

1. Учитывая особую социальную значимость вопроса транспортного обслуживания населения, а также значительную дневную миграцию жителей в Москву и из Москвы сближение стоимости абонементных билетов и стоимости разовых билетов на нормативное количество поездок проводить поэтапно. При этом необходима соразмерная компенсация из бюджета возможных убытков.

2. Рассмотреть возможность утверждения органами регулирования тарифов как для разового проезда, так и стоимости абонементного билета для проезда пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (так, к примеру, поступает Правительство г.Санкт-Петербурга).

3. С учетом технологической оснащенности железных дорог обеспечить возможность приобретения абонементных билетов на фиксированное количество поездок (5, 10, 20 и т.д.).

4. Рекомендовать субъектам Российской Федерации принимать решения по тарифам с учетом условий конкуренции с другими видами транспорта.

5. Рассмотреть вопрос о направлении рекомендаций органам регулирования субъектов Российской Федерации о единообразном подходе к формированию расходной части бюджетов в разделе «транспорт», учета компенсаций для всех, а не для отдельных видов транспорта (в частности, автотранспорта).

6. Способствовать развитию конкуренции в сфере железнодорожных перевозок в пригородном сообщении (в том числе путем создания самостоятельных пригородных пассажирских компаний, с учетом возможности применении адресных дотаций и инструментов системы государственного и муниципального заказов).

7. Считая важным расширение использования электропоездов повышенной комфортности, не допускать их внедрения взамен поездов пригородного сообщения, пользующихся спросом у населения.