Решение Комиссии Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства



РЕШЕНИЕ  по делу №321-04-3980-А11

« 18 » октября 2011 г.                                                                                                               г. Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена – 18.10.2011 г.
В полном объеме решение изготовлено – 24.10.2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Владимирова В.В. – руководителя управления, председателя Комиссии;
Грецкого А.А. – начальника отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
Васильева Д.В.
Фоминой А.С. – и.о. начальника отдела антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии;
- старшего государственного инспектора, члена Комиссии,

в присутствии представителей:
ответчика – Комитета государственного заказа Ленинградской области ***
заявителя – Некоммерческого партнерства «Ассоциация перевозчиков пассажиров» ***
заинтересованного лица - Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области***,

рассмотрев материалы дела №321-04-3980-А11, возбужденного по признакам нарушения Комитетом государственного заказа Ленинградской области (191311, г.Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.3) статьи 15, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ,

                                                                               УСТАНОВИЛА:

5 сентября 2011 года в УФАС по Ленинградской области поступила жалоба некоммерческого партнерства «Ассоциация перевозчиков пассажиров» (далее - НП «АПП») на действия Комитета государственного заказа Ленинградской области и Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, связанные с проведением конкурсов на право заключения договора на оказание услуг по перевозке населения автомобильным транспортом общего пользования в пригородном (межмуниципальном) сообщении с местом оказания услуг – Ленинградской области и Санкт-Петербурге.
По мнению НП «АПП» конкурс является незаконным потому, что проводится в отношении не только автобусных маршрутов Ленинградской области, но и маршрутов, имеющих начальный либо конечный пункт в г. СПб, т.е. межсубъектных. Проведение конкурса в отношении межсубъектных маршрутов является незаконным, т.к. порядок функционирования межсубъектных маршрутов установлен Приказом Минтранса РФ от 14 августа 2003 года №178. Проведением такого конкурса, по мнению НП «АПП» нарушается антимонопольное законодательство и ущемляются интересы малого бизнеса. В связи с изложенным, НП «АПП» просит УФАС по ЛО признать комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре ЛО нарушившим антимонопольное законодательство и выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Привлеченные к участию в деле представители Комитета государственного заказа и Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области с данной жалобой не согласились и пояснили, что оспариваемые конкурсы проводятся на основании Постановления Правительства Ленинградской Области от 30 декабря 2005 г. N 348 "Об утверждении положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении Ленинградской области" и Соглашения между Комитетом по транспорту Санкт – Петербурга и Комитетом по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области от 24 декабря 2009 года. Также представители пояснили, что на всех маршрутах, являющихся предметом конкурса в настоящее время перевозчики работают по различным правовым основаниям и конкурсы проводятся в целях упорядочения их работы и отбора лучших (лучшего) перевозчиков для дальнейшей работы.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено:

11 августа 2011г. совместным решением председателей Комитета государственного заказа и Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области утверждена конкурсная документация в отношении конкурсов №№ К-143/11, К-144/11, К-145/11, К-146/11, К-147/11. 12 августа 2011г. документация размещена в сети Интернет на странице госзаказа официального сайта Ленинградской области (http://goszakaz.lenobl.ru).
Согласно извещений Конкурсы проводятся в открытой форме на право заключения договора на оказание услуг с предметом договора – оказание услуг по перевозке населения автомобильным транспортом общего пользования в пригородном (межмуниципальном) сообщении, с местом оказания услуг – муниципальных районах Ленинградской области и Санкт Петербурге:
- К-143/11- Кировском, Всеволожском муниципальных районах Ленинградской области и Санкт-Петербурге;
- К-144/11- Всеволожском муниципальном районе Ленинградской области и Санкт-Петербурге;
- К-145/11- Тосненском, Кировском муниципальных районах Ленинградской области и Санкт-Петербурге;
- К-146/11- Выборгском, Всеволожском муниципальных районах Ленинградской области и Санкт-Петербурге;
- К-147/11- Ломоносовском муниципальном районе Ленинградской области, Сосновоборском городском округе и Санкт-Петербурге.
Согласно условий конкурсов победитель каждого заключает Договор сроком на 5 лет (Приложение №2 конкурсной документации), предметом которого являются «п. 1.3. - поручение Заказчика и обязательства Перевозчика по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на межмуниципальных и пригородных маршрутах, указанных в приложении №1 к Договору».
Для всех конкурсов (№№ К-143/11, К-144/11, К-145/11, К-146/11, К-147/11) Приложением №1 является техническое задание и содержит:
- лоты с наименованиями маршрутов,
- реестр автобусных маршрутов (фактически выписку по форме реестра в отношении перечисленных в лоте маршрутов),
- маршрутные задания в отношении перечисленных в лоте маршрутов.
В техническом задании каждого из вышеперечисленных конкурсов указаны маршруты, как межмуниципальные Ленинградской области, так и межсубъектные, проходящие по территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга (далее - ЛО – СПб).
Содержание Договора, предлагаемого к заключению по условиям конкурсов (№№ К-143/11, К-144/11, К-145/11, К-146/11, К-147/11) совпадает, в том числе в части касающейся предмета договора.
Таким образом, Комиссией установлено, что конкурсы №№ К-143/11, К-144/11, К-145/11, К-146/11, К-147/11 проводятся в отношении маршрутов межмуниципальных Ленинградской области и межсубъектных (Ленинградская область – Санкт-Петербург) - каждый.
Основания для проведения конкурсов №№ К-143/11, К-144/11, К-145/11, К-146/11, К-147/11 является Постановление Правительства Ленинградской Области от 30 декабря 2005 г. N 348 "Об утверждении положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении Ленинградской области".
Утвержденным Положением предписано транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом общего пользования в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ленинградской области, осуществлять на основании договора о транспортном обслуживании (договора об обеспечении деятельности перевозчиков), заключаемого по результатам открытого конкурса на срок не менее пяти лет.
Согласно п.10.1.Положения, договор о транспортном обслуживании должен содержать в т.ч. обязательства перевозчика осуществлять пассажирские перевозки по одному или нескольким межмуниципальным или пригородным маршрутам, учтенным в реестре Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 22.08.2008 № 248 утверждено «Положение о комитете государственного заказа Ленинградской области».
Согласно п.1.1. Положения, Комитет осуществляет функции по размещению государственных заказов для государственных заказчиков Ленинградской области.
Согласно п. 2. Положения, основными задачами Комитета являются:
1) реализация полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Ленинградской области по формированию и размещению государственного заказа Ленинградской области (далее - государственный заказ);
3) реализация функций органа, уполномоченного на ведение официального сайта Ленинградской области для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ленинградской области;
4) обеспечение деятельности конкурсных и аукционных комиссий Ленинградской области, создаваемых для выполнения функций по размещению государственного заказа.
Согласно п. 3. Положения полномочием Комитета является:
- размещение заказов для государственных заказчиков, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов,
- ведение официального сайта Ленинградской области для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ленинградской области, а также информации о муниципальных заказах муниципальных образований Ленинградской области в соответствии с законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о размещении заказов.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 22.08.2008 № 248 (приложением №3) так же утвержден «Порядок взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению государственных заказов и государственных заказчиков Ленинградской области в сфере размещения государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ленинградской области» (далее – Порядок).
Согласно п.1.4. Порядка - Размещение государственного заказа Ленинградской области (далее - государственный заказ) осуществляется Комитетом в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящим Порядком.
Основанием для размещения государственного заказа является обращение, направляемое в Комитет государственным заказчиком Ленинградской области (далее - государственный заказчик) по форме, устанавливаемой Комитетом.
К обращению прилагаются: утвержденное техническое задание к документации о торгах, включающее согласованную в установленном порядке проектно-сметную документацию (при необходимости).
Согласно п.1.5. Порядка - Решение о размещении государственного заказа и способе размещения принимается Комитетом. Отказ от организации размещения государственного заказа возможен в случае несоответствия обращения и технического задания требованиям действующего законодательства о размещении государственного заказа и Порядку.
Исходя из приведенных положений Постановления Правительства Ленинградской области от 22.08.2008 № 248, Комиссией разрешен вопрос о привлечении к Делу в качестве ответчика – Комитет государственного заказа Ленинградской области, а в качестве заинтересованного лица - Комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области.
Из установленных обстоятельств дела Комиссия делает следующие выводы:
- комитет государственного заказа Ленинградской области является органом, в соответствии со своими полномочиями, разместившим информацию о конкурсах (проводящим конкурсы) №№ К-143/11, К-144/11, К-145/11, К-146/11, К-147/11.
- предметом проведения конкурсов №№ К-143/11, К-144/11, К-145/11, К-146/11, К-147/11 является право на заключение договоров о перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным и межсубъектным (Ленинградская область – Санкт- Петербург) маршрутам.
- Постановлением Правительства Ленинградской области от 30 декабря 2005 г. N 348 регулируются вопросы транспортного обслуживания населения на территории и по маршрутам Ленинградской области. Этим же Постановлением предписано заключение договора о транспортном обслуживании по результатам открытого конкурса.
- Вопросы организации работы автомобильного транспорта на маршрутах, проходящих по территории нескольких субъектов Российской Федерации являются предметом регулирования Российской Федерации и урегулированы Приказом Минтранса РФ от 14 августа 2003 года №178 "Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации".
- Межсубъектные перевозки по регулярным автобусным маршрутам образуют самостоятельный товарный рынок.
Продавцами на данном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели – перевозчики, владеющие соответствующей лицензией, утвержденным паспортом маршрута и зарегистрированным на этом основании в Общем реестре регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, осуществляющие перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по регулярным автобусным маршрутам.
Лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, реестр лицензий на право пассажирских перевозок публикуется на официальном сайте службы. Реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации формирует Министерство транспорта РФ, он публикуется на официальном сайте министерства.
Приказом Минтранса РФ от 14 августа 2003 года №178 установлено, что:
п.5. К перевозкам пассажиров по регулярным маршрутам между субъектами Российской Федерации допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие лицензии.
п.16. Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденныхпаспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
Из содержания этого приказа и приложений следует, что процедура открытия маршрута выполняется применительно к конкретному перевозчику.
Таким образом, федеральным законодательством для права работы перевозчика на межсубъектном регулярном автобусном маршруте не установлено иных условий, кроме наличия лицензии на соответствующий вид деятельности и утвержденного паспорта маршрута, зарегистрированного на этом основании в Общем реестре регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.

- В целях реализации полномочий по предмету совместного ведения (организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение)) между Российской Федерацией и Ленинградской областью, на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Постановлением Правительства Ленинградской Области от 30 декабря 2005 г. N 348 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении Ленинградской области.
В то же время в соответствии с п.2. Статьи 26.1. Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации": «Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации».
Межсубъектным является маршрут, проходящий по территории двух и более субъектов Российской Федерации. Ленинградская область и Санкт-Петербург являются субъектами Российской Федерации в соответствии с п.1. ст.65 Конституции Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" установлено понятие пригородных маршрутов, как маршрутов протяженностью до 50 километров. «п.3. Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов».
Включенные в лоты оспариваемых конкурсов маршруты проходят по территории двух субъектов Российской Федерации, значительно превышают расстояние в 50 километров и на этом основании не могут являться пригородными.
Из изложенного следует, что проведение конкурса на право перевозки по межсубъектным маршрутам на основании Постановления Правительства Ленобласти от 30.12.2005 № 348 не имеет под собой законных оснований. В том числе применительно к определению «пригородного маршрута, как маршрута, пролегающего по территории Ленинградской области и входящего на территорию Санкт-Петербурга».
Конкурс на право заключения договора на оказание услуг по перевозке населения автомобильным транспортом общего пользования в пригородном (межмуниципальном) сообщении является элементом деятельности органа исполнительной власти по организации транспортного обслуживания населения в объеме предмета совместного с Российской Федерацией ведения – пригородного и межмуниципального сообщения. Такая деятельность органом исполнительной власти может осуществляться только в границах территории субъекта федерации. Предметом регулирования субъекта федерации не может быть какой-либо вид деятельности на территории других субъектов федерации, если это специально не установлено федеральным законодательством.
Ссылка ответчика и заинтересованного лица на Соглашение между Комитетами по транспорту Санкт-Петербурга и Ленинградской области, из которого следует, что соответствующий комитет Ленинградской области может проводить конкурс в отношении ряда маршрутов начинающихся (заканчивающихся) в Санкт-Петербурге, является безосновательной, поскольку перечисленные в Соглашении маршруты поделены произвольно, не внесены в Общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, а по предмету Соглашения имеются нормы федерального законодательства иного содержания.
- Из факта проведения Комитетом государственного заказа ЛО конкурсов №№ К-143/11, К-144/11, К-145/11, К-146/11, К-147/11 следует, что иные перевозчики, кроме победителя (победителей) конкурсов не будут иметь права работать на межсубъектных маршрутах (Ленинградская область – Санкт-Петербург), т.е. работающие в настоящее время – должны будут прекратить работу, а желающие начать работу на таких маршрутах в будущем – смогут это сделать только в случае победы на соответствующем конкурсе через пять лет.
- Проводимыми конкурсами фактически устанавливается запрет на осуществление деятельности по перевозке пассажиров на межсубъектных (ЛО - СПб) маршрутах в отношении неопределенного круга хозяйствующих субъектов, осуществляющих такую деятельность в настоящее время (до вступления в силу результатов конкурсов) и не ставших победителями конкурсов (либо не принимавших участие в конкурсах), а также создается необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам – быть победителем соответствующего конкурса, желающим начать деятельность по перевозке автомобильным транспортом пассажиров на межсубектных (ЛО - СПб) маршрутах.
- Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий, в частности:
пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности;
пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Таким образом, действия Комитета государственного заказа ЛО по проведению конкурсов №№ К-143/11, К-144/11, К-145/11, К-146/11, К-147/11 являются нарушением пунктов 1,2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

Сведений о наличии оснований для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства не имеется.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

РЕШИЛА:

1. Признать Комитет государственного заказа Ленинградской области нарушившим пункты 1 и 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” действиями по размещению конкурсов №№ К-143/11, К-144/11, К-145/11, К-146/11, К-147/11. .

2. Выдать Комитету государственного заказа Ленинградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства – прекращении проведения конкурсов №№ К-143/11, К-144/11, К-145/11, К-146/11, К-147/11.

3. В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” неисполнение в срок предписания антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии Владимиров В.В.
Члены Комиссии:
Грецкий А.А.
Васильев Д.В.
Фомина А.С.