«РЖД» камень точит. Применяя различные коды, монополист нарушил закон

 

 27 ноября 2012 года комиссия Ленинградского УФАС России выявила в действиях ОАО «РЖД» нарушение п.8 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Основанием для возбуждения дела в отношении железнодорожного монополиста послужило заявление от Комитета по строительству Ленинградской области.

К рассмотрению дела были привлечены участники областного рынка по производству строительных материалов: ЗАО «Петрокерамика» как заинтересованное лицо, а так же ООО «Рябовский завод керамических изделий» и ОАО «Победа ЛСР» в качестве лиц, обладающих сведениями.

В ходе заседаний комиссии Ленинградского УФАС России было установлено следующее:  в период с мая по август 2012 г. ОАО «РЖД» в правоотношениях с тремя предприятиями, являющихся производителями камня керамического рядового поризованного и грузоотправителями на железнодорожном транспорте, применяло разный код  Единой Тарифно-Статистической Номенклатуры Грузов (ЕТСНГ) и, таким образом, установило различную стоимость на услуги по перевозке.

Причем, ссылаясь на письмо Минтранса, ОАО «РЖД» стало принуждать ЗАО «Петрокерамика» перевозить груз по коду, предусматривающему более дорогой тариф. Однако в отношениях с  ОАО «Победа ЛСР»  железнодорожники не предприняли никаких действий по изменению кода ЕТСНГ.

Так же было установлено, что и ООО «Рябовский завод керамических изделий» в течении трех месяцев 2012 года перевозил камень керамический рядовой поризованный по коду ЕТСНГ, предполагающему более дорогой тариф.

Применение ОАО «РЖД» разных кодов ЕТСНГ для ЗАО «Петрокерамика», ООО «Рябовский завод керамических изделий» и ОАО «Победа ЛСР» приводит к созданию дискриминационных условий.

«В очередной раз комиссия выявила непрозрачность процессов взаимодействия крупного монополиста ОАО «РЖД»  с потребителями услуг, в данном случае услуг по перевозке грузов. Ситуация усугубляется тем, что действия монополиста при оказании услуг перевозок оказывают влияние на другие региональные рынки. В частности, на рынок производства строительных материалов. Производители, в условиях непрозрачной ценовой политики естественной монополии могут приостанавливать бизнес-процессы и даже уходить с рынков, что в итоге будет отражаться на конечной стоимости товаров», - подчеркнул заместитель руководителя Ленинградского УФАС России Глеб Коннов.

Материалы дела будут переданы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

В рамках административного дела будет рассмотрен вопрос о наложении на РЖД оборотного штрафа, который составит от 1% до 15% от суммы годового оборота компании на соответствующем товарном рынке.

Справка: Согласно п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются ограничение конкуренции или ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.