Анатолий Голомолзин: «Ситуация на рынке нефтепродуктов стабильная»

Связанные персоны: Заместитель руководителя Голомолзин Анатолий Николаевич



«Цены на бензин меняются с темпами близкими к темпам инфляции», - об этом заявил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, выступая на круглом столе 23 января 2013 года. Главной темой мероприятия стал "Рост цен на бензин и дизельное топливо: прогнозы специалистов".


В круглом столе также приняли участие заместитель министра энергетики Российской Федерации Павел Федоров, президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, директор Института экономики энергетики и жилищно-коммунального комплекса НИУ ВШЭ Виктор Колесник и заведующий лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев.


Вначале своего выступления Анатолий Голомолзин представил информацию о росте цен на рынке топлива. «Цены менялись с темпами близкими к темпам инфляции, - заверил он. - Это не просто характеристика отдельно взятого прошлого года, такая ситуация имеет место на протяжении последних 6 лет (см. график №1)».


«Стабильная ситуация на рынке является следствием реализации комплекса мер по таможенно-тарифному регулированию, по антимонопольному регулированию, по развитию коммерческой инфраструктуры и модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). При росте цен на топливо на мировом рынке за 6 лет более чем в 2 раза, на российском рынке цены на этот период в 1,6 раз», - отметил зам. главы ФАС России.


Важное значение имеет проведение модернизации НПЗ в рамках четырехсторонних соглашений нефтяных компаний с участием ФАС России. По словам Анатолия Голомолзина, ранее нефтяные компании декларировали планы по модернизации, но выполняли их только наполовину. Пока эта проблема касалась технической и энергетической политики, ФАС России не вмешивалась в эту ситуацию. Но как только стало понятно, что неисполнение этих обязательств может привести к недопоставкам топлива на внутренний рынок, и как следствие, к необоснованному росту цен, ФАС России занялась этим вопросом и заключила соответствующие соглашения практически со всеми крупными участниками нефтяного рынка.


«Большое значение имеют расследования ФАС России и ее территориальными органами дел о нарушении антимонопольного законодательства. В 2012 году было возбуждено 44 дела, по итогам которых факт нарушения подтвердился в 20 случаях. Из них 10 дел касались злоупотребления доминирующим положением (статья 10 Закона «О защите конкуренции»), и 10 дел по антиконкурентным соглашениям (статья 11 Закона «О защите конкуренции»). При этом в 2012 году ситуация рассмотрения дел была относительно спокойная, в то время как в 2008, 2009 и 2011 годах ФАС России и ее территориальные органы ежегодно рассматривали более 100 дел. Это позволяет сделать вывод, что нефтяные компании извлекли для себя уроки, заплатив более 20 миллиардов рублей в государственную казну за нарушение антимонопольного законодательства».


«Существенным также является то, что по результатам рассмотренных дел о нарушении антимонопольного законодательства нефтяным компаниям было предписано осуществлять реализацию нефтепродуктов на бирже. Уже второй год подряд объем реализации нефтепродуктов на бирже превышает 250 миллиардов рублей в год. Продолжает качественно улучшаться структура торгов. Количество сделок на СПбМТСБ с 12,6 тысяч в 2011 году увеличилось до 16,9 тысяч в 2012 году. Снизился средний объем сделки (с 922 тонн до 565 тонн). Продолжается расширение клиентской сети. В биржевых торгах участвуют уже более 1000 компаний», резюмировал зам. руководителя ФАС России.


«Необходимо завершить формирование нормативной базы конкуренции нефтепродуктов, - подчеркнул Анатолий Голомолзин. - Так, «Третий антимонопольный пакет» установил условия, при соблюдении которых, цены на биржевых торгах формируются как рыночные. Далее ФАС России издала Приказ, утверждающий Порядок предоставления бирже списка аффилированных лиц хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, аккредитованном и (или) участвующим в торгах». Он также рассказал о Постановлении Правительства РФ от 11 октября 2012 года №1035, которое утвердило критерии регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты.


В настоящее время ФАС России разработала Приказ «Об установлении минимальной величины продаваемых на биржевых торгах нефти и нефтепродуктов, производимых и (или) реализуемых хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и утверждении Требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтью и (или) нефтепродуктами хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках». На 24 января 2013 года намечено итоговое совещание с Минэнерго относительно этого документа.


По мнению А. Голомолзина повышению стабильности ценовой конъюнктуры на внутреннем рынке нефтепродуктов будет способствовать принятие разработанных ФАС России законопроектов: «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в РФ», «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ», а также «О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса РФ».