ПРОТОКОЛ заседания экспертного совета по вопросам энергетики при Ленинградском УФАС России

ПРОТОКОЛ

заседания экспертного совета по вопросам энергетики

при Ленинградском УФАС России

 

«18» декабря 2015 г.                                                        г. Санкт-Петербург

 

 

Председательствовал:

Коннов Г.Н.

 

Присутствовали:

 

 

Белинский Ф.Г., Бизюкова С.П. , Грязневич В.П., Иванов С. В., Козинов Ю.Б., Кузьмин А.В., Озорин В.С., Севрова А.Д., Худяев С.Н.

 

 

 

 

1.                О составе и полномочиях Экспертного совета по вопросам энергетики при Ленинградском УФАС России (далее - Совет) (докладчик – Коннов Г.Н.).

 

Участникам заседания предлагается принять участие в создании Положения и утвердить персональный состав экспертов Совета (проект положения и предлагаемый список экспертов будет направлен участникам заседания дополнительно).

 

2.                Обсуждение вопросов, поставленных перед экспертами:

 

1).     Об обоснованности роста стоимости электрической энергии с июля 2015 года для некоторых групп потребителей выше основных параметров прогноза, подготовленного МЭР РФ о социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, уровня инфляции.

 

         В рамках проверки обоснованности существенного роста стоимости электрической энергии для отдельных групп потребителей с июля 2015 года Ленинградским УФАС России получены объяснения от гарантирующих поставщиков электрической энергии Ленинградской области, а также от Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, который, на основании обзора нормативных правовых актов действующего законодательства, сформировал позицию (копия прилагается), согласно которой - структура рынка электрической энергии (мощности), включает оптовый и розничный сегменты, при том, значительная часть стоимости электроэнергии формируется на оптовом сегменте и транслируется на розничный сегмент, где к ней добавляется регулируемая составляющая -  услуги по передаче электроэнергии сетевых организаций и сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. При этом ЛенРТК указал, что при установлении тарифов в соответствии с п.7 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» решение о превышении предельных уровней цен (тарифов), если такое превышение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов самостоятельно и не требует согласования с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

ЛенРТК также указал (копия прилагается), что в результате принятия постановления Правительства РФ от 11.05.2015 № 458, потребители I ценовой категории с 1 июля 2015 года оплачивают большую величину мощности, учитываемую при расчете для определения конечного тарифа.

Ленинградским УФАС России также были запрошены мнения независимых экспертов.

Так, НП «Сообщество потребителей энергии» представило свою экспертную оценку (заключение прилагается), где отмечено, что одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии в июле 2015 года по уровням напряжения составил +25% к июню 2015 года на основании Приказа ЛенРТК от 30.12.2014 года №517-П. С учётом соотношения составляющих предельного уровня нерегулируемых цен (ПУНЦ) для низкого уровня напряжения (средневзвешенные нерегулируемые цены (СВНЦ)- 41%; услуги по передаче - 53%, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика - 5,3 %, платежи инфраструктурным организациям - 0,7%),  основной вклад в рост цен на электроэнергию внес рост регулируемой составляющей тарифов -  услуги по передаче электроэнергии. Таким образом, фактор оптового рынка имеет значение, но не является в данном случае определяющим.

НП «Сообщество потребителей энергии» также подчеркивает, что действующее законодательство прямо не устанавливает предельные индексы роста нерегулируемых цен.

 

2). Допущены ли ошибки при установлении уровня тарифов на регулируемые  услуги в Ленинградской  области — передача и сбытовые надбавки.

При рассмотрении ситуации с существенным ростом стоимости электрической энергии для отдельных групп потребителей с июля 2015 года, с учетом поступившей информации, на основании мнения экспертов установлено, что определяющим фактором существенного увеличения стоимости электрической энергии стал рост её регулируемых составляющих:

- тариф на передачу электрической энергии для сетевых организаций (рост около 25 %), устанавливаемый с учетом инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и на основании заявлений сетевых организаций, предоставляемых с расчетными и обосновывающими документами в ЛенРТК.

 

Ленинградским УФАС России для  определения обоснованности текущего уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии в ЛенРТК были запрошены обосновывающие материалы, тарифные дела, экспертизы за 2015 год  с целью установления  - учел ли регулятор излишне полученный доход сетевых организаций в предыдущие годы? Корректно ли определены регулятором балансовые показатели (нормативные технологические потери, величина заявленной мощности и т. д.).

Проведенный по просьбе Ленинградского УФАС России одним из экспертов выборочный общий анализ заключения ЛенРТК - по одной из сетевых организаций (ОАО «ОЭК»), показал следующее:

- ряд договоров аренды/купли-продажи/безвозмездной передачи электросетевого оборудования ЛенРТК не следовало включать в объем необходимой валовой выручки;

- уровень технологических потерь не был корректно рассчитан регулятором;

- заявленная мощность была искусственно занижена;

- ряд затрат организации не достаточно снижен на основании не достаточно глубоко анализа регулятором предоставленных документов организацией,

Таким образом, экспертом делается следующий вывод - можно предположить, что аналогичный характер экспертиз регулятора распространяется и на прочие сетевые организации, что свидетельствует как о  необоснованно завышенном установлении уровня котлового тарифа на передачу электрической энергии в целом по Ленинградской области, так и, соответственно, о необоснованно увеличенной финансовой нагрузке на конечных потребителей региона включая.

 

В части обоснованности значительного увеличения сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков также возникают вопросы, например, по             ОАО «ПСК» - доходность продаж, указанная на сайте компании (http://pesc.ru/for_clients/disclosure_of_information/len_obl/) в размере 14,08 для группы прочие потребители с максимальной мощностью от 150 до 670кВт, отличается  от значения, указанного в Приказе ЛенРТК от 18.12.2014 № 367-п, и применяемого при расчете.

 

В связи с изложенным, экспертами предлагается:

- запросить ЛенРТК — проводилась ли ими работа в рамках  контрольных проверок в части оценки корректности начисления (учета всех составляющих) платы потребителям со стороны сбытовых компаний.

 

3). Каковы пути для снижения стоимости  электрической энергии – шаги федерального и регионального уровней.

 

Выступали:

Озорин В.С. – о необходимости внесения изменений в законодательство, в том числе с целью повышения прозрачности ценообразования в сфере электроэнергетики  (презентация прилагается).

Козинов Ю.Б.– о необходимости контроля  инвестиционных программ сетевых организаций, об отмене платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Бизюкова С.П.– о необходимости анализа инвестиционных программ сетевых организаций, в том числе крупнейшей в регионе –                            ПАО «Ленэнерго».

Худяев С.Н., - о необходимости разработки единой методики (шаблона) проверки инвестиционных программ сетевых организаций .

 Иванов С.В. – о необходимости разработка единой информационной платформы, позволяющей сводить информацию от сетевых организаций и сбытовых организаций, чтобы выявлять аномальные показатели с целью мониторинга и контроля.

 

4. О полномочиях антимонопольного органа в сфере энергетики  в рамках четвертого  антимонопольного пакета (докладчик – Коннов Г.Н.) (презентация прилагается)

 

 РЕШИЛИ:

- Участниками заседания поддержано предложение Ленинградского УФАС России о направлении в их  адрес проекта протокола и заключений экспертов с целью подготовки дополнений для включения в итоговое решение Совета.

         По итогам оценки предложений экспертов, направить запрос в ЛенРТК,  результаты полученной информации, с учетом мнения экспертов, направить в ФАС России.

Приложение:

Письмо ЛенРТК  от 25.09.2015 № KT-1-5053/15-0-1

Заключение ЛенРТК по тарифу на передачу для ОАО «ОЭК» - на 36 л., в 1экз.

Экспертное мнение по заключению ЛенРТК - на 7 л., в 1 экз.

            Заключения  экспертов по поставленным перед Советом вопросам – на 6 л., в 1 экз.

Председатель:                                                                                   Г.Н. Коннов

Ответственный секретарь:                                                                А.Д. Севрова

Дата проведения Совета: 
18 декабря 2015, 13:50