«Великий оптимизатор» Владимир Якунин

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин на заседании Северо-Западного межрегионального координационного совета по железнодорожным перевозкам заявил, что «РЖД» из-за выпадающих доходов будет вынуждено оптимизировать размеры движения электропоездов.

Уменьшение количества пригородных электричек (а именно это подразумевают слова Якунина) коснется, в первую очередь, Псковской, Новгородской областей. Причина, по словам главы РЖД, в том, что регионы не компенсируют в полной мере выпадающие доходы от госрегулирования тарифов.

В ответ регионы готовят обращение в Минфин с просьбой о сохранении действующего порядка предоставления льгот пригородным компаниям по оплате услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта на долгосрочный период. Сами региональные бюджеты удовлетворить постоянно растущие запросы РЖД не могут – они способны компенсировать порядка 15-17% от запрашиваемого объема.

Стремление руководства РЖД в последнее время любыми путями сэкономить значительные ресурсы в ущерб эксплуатации магистралей и пассажирским перевозками бросается в глаза. В ближайшее время во внеочередные отпуска будет отправлено несколько тысяч сотрудников. На этом менеджмент монополии хочет «поиметь» 3 млрд руб. Ранее также сообщалось, что компания отправит в отпуск управленцев, но тогда речь шла о гораздо более существенной сумме экономии - от 4,7 до 6,2 миллиарда рублей.

Кроме того, компания планирует в декабре 2013 года объявить конкурс среди инвесторов на предоставление в аренду коммерческих площадей вокзалов. Топы Якунина говорят о возможных 600 млрд рублей инвестиций. При этом основным условием для инвестора станет передача контрольного пакета акций своей компании РЖД на период управления вокзалами. Кроме того, РЖД предлагает в течение минимум первых трех-пяти лет работы инвестора назначать или согласовывать назначения топ-менеджмента этой компании.

Другим источником заработка для компании Якунина станет повышение тарифов на перевозку угля из Кузбасса в направлении портов Дальнего Востока на 13%. Между тем, идея РЖД повысить тариф на перевозку угля противоречит решению правительства о нулевой индексации тарифов на услуги естественных монополий, да и планам РЖД по развитию пропускной способности БАМа и Транссиба.

Одновременно РЖД использует все механизмы лоббирования, чтобы не платить по системным нарушениям законодательства в отношении своих партнеров. Так, Ленинградское УФАС России установило, что структура Якунина навязывало ООО «Петротранс-Приморск» невыгодные технические условия по развитию железнодорожных путей общего пользования, а также мешало осуществлять перевозки нефтепродуктов. В итоге, РЖД был назначен административный штраф в размере 44,5 млн руб Однако 13 арбитражный суд снизил сумму штрафа до….смехотворных 100 тысяч рублей.

Естественно, что ФАС не собирается мириться с подобным. «На наш взгляд наказание должно быть неотвратимо и должно соответствовать тяжести совершенного правонарушения», - отметил заместитель руководителя Ленинградского УФАС России Глеб Коннов.

Между тем, сам Якунин не прочь заработать и «по мелочи». Сегодня Мосгорсуд подтвердил решение суда низшей инстанции по его иску к бывшему главному редактору радиостанции «Русская служба новостей» Сергею Доренко. На счет Якунина упадет штраф в размере 80 тыс рублей. Непонятно, правда, на какую полезную мелочь может потратить эти деньги глава РЖД – у него даже часы стоят 31 с лишним тысячу долларов. Ну, может, на пару новых шаек для своей баньки площадью 14 соток?