Билет или жизнь

 нарушение российского законодательства компании-перевозчики собирают дань с пассажиров. Особенно отличилась в этом «Северо-западная пригородная пассажирская компания»

В нарушение российского законодательства компании-перевозчики собирают дань с пассажиров. Особенно отличилась в этом «Северо-западная пригородная пассажирская компания», занимающаяся перевозками пассажиров на пригородных электричках в Ленинградской и иных областях.

Примерно таков слоган ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания». О беспорядке и самоуправстве, царящих в зоне пригородных перевозок, которые доверены этой структуре, мы недавно сообщали. В частности, речь шла о дополнительных и незаконных сборах, которыми СЗППК обложила, как данью, почти всех пассажиров Ленинградской области, пользующихся электричками. В этих словах нет преувеличения. Почему? Сейчас объясним.

Для начала, данные статистики. В Ленобласти всего 12% (вдумайтесь в эту цифру!) ж/д станций и платформ оборудованы кассами. 88% пассажиров покупают билет при выходе или у кассиров-контролеров в вагоне. Сразу вопрос к СЗППК – а что вы такое важное делали все время, начиная с момента образования, то есть с марта 2006 года, или 9 лет или 3285 дней, что на ваших остановочных пунктах нет касс? Даже на Октябрьской ж/д умудрились вновь открыть кассы на самых последних полустанках. А уж хуже этой дороги в Московской области просто нет и быть не может.

Идем далее. Официальная информация об этом сборе (не штрафе – его может наложить только полиция) говорит, что он «будет взиматься со всех категорий граждан, осуществляющих поездку без проездных документов в поездах пригородного сообщения от станций (остановочных пунктов), на которых работают билетные кассы, а также при отсутствии у пассажира квитанции на провоз ручной клади сверх установленной нормы. Оформление сбора будет производиться разъездными билетными кассирами при проверке проездных документов в поезде и в билетных кассах после совершения поездки, где при оформлении сбора будет выдаваться отдельная квитанция.

Следует отметить, что сбор вводится на основании пп. 57, 58, 59, 116 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, вступивших в действие с 12.08.14». Так гласит текст официального сообщения.

От такой инициативы «районного масштаба» СЗППК обалдели не только жители Ленобласти, но даже чиновники обладминистрации и местного УФАС. Благо, последнее стало первым, кто узнал о нововведении железнодорожников. «Нас интересует, почему размер сбора именно 100 рублей установлен? По информации Комитета по тарифам ЛО, данный уровень ими никак не рассчитывался, и они считают, что затраты перевозчика на работу разъездных кассиров учтены в тарифе, установленном на 2015 год», - это слова главы УФАС Глеба Коннова. Проще говоря, сто рублей с человека СЗППК придумала чисто себе в карман.

На что рассчитывает в этой ситуации СЗППК? На то, что даже на остановках где есть кассы, человек по тем или иным причинам купить билет не успеет. Например, на ст.Любань (Тосненский район) билетная касса есть только на одной(!) платформе. То есть для того, чтобы купить билет, нужно сначала дойти до кассы. А это значит - подняться по переходному мосту и спуститься пройти по перрону практически по всей его длине, пройтись по нему обратно, подняться по мосту и спуститься, и дойти до вагона электрички. Оперативно сделать это под силу только сдавшему нормы ГТО. Представить пенсионера в этой роли я просто не могу.

Или, вот, Грузино. Автобус, привозящий пассажиров из окрестных н.п., приходит за 5-10 мин до электрички. В кассе работает один кассир. За эти минуты он успевает обслужить максимум человек 5. Остальные, не купив билет при наличии кассы, идут в поезд, где их жду ласковые билетеры от СЗППК. И поездка на 100 рублей дороже. И даже наличие кассы на платформе не спасает: во многих местах она работает с 9 до 18 часов. А те, кто едет позже или раньше, они что, снова должны СЗППК на 100 рублей больше за то, что у них на платформе не работает касса? А очень часто в кассах отключают электричество. И что делать пассажирам?

Будем честны: областные структуры в стороне от сиуации не остались. Руководство комитета по тарифам и ценовой политике Ленобласти направило письма в Федеральную службу по тарифам, ФАС и Северо-Западную транспортную прокуратуру с просьбой проверить правомерность действий компании. При этом СЗППК оборону держало твердо. Ее генеральный директор Антон Оленцевич так прокомментировал тарифную политику компании: «Сбор в размере 100 рублей соответствует затратам на оформление разъездным кассиром билета в поезде». То есть нажать на кнопочку портативной кассы, взять деньги и дать с них сдачи стоит 100 рублей? Получается, что, по такому тарифу, з/п кассира-контролера в электричке выше, чем средняя по США? Если количество операции на время перемножить? При этом сто рублей «услуги» отдельной квитанцией не оформляются, а просто включаются в общую цену билета - получается, речь идет уже об увеличении тарифа, и так скакнувшего с нового года. Теперь за одну зону берут не 34, а 38 рублей. Или хуже – о мошенничестве.

Транспортная прокуратура признала это сбор нарушающим права граждан. После этого СЗППК пообещала снизить его до 63 рублей. Правда, не пояснив, чем нарушение на 100 рублей отличается от такого же на 63 рубля. Наше издание направило соответствующие запросы в прокуратуру и УФАС Ленобласти. Полученные ответы мы обязательно опубликуем.