ЛЕНИНГРАДСКОЕ УФАС: НАША ЗАДАЧА – СОКРАТИТЬ КОЛИЧЕСТВО НАРУШЕНИЙ

Ленинградское УФАС России с каждым годом все более активно и профессионально борется с нарушениями антимонопольного законодательства, держа высокую планку, несмотря на кадровые проблемы. Причем в последнее время ведется не только надзорная и карательная работа, но и просветительская. Об этом, а также об инициативах ФАС, развитии конкуренции и подготовке высококвалифицированных специалистов рассказал руководитель Ленинградского УФАС России Александр ПЛЕТЕШКОВ. 

— Александр Николаевич, каковы основные результаты работы вашего ведомства за прошедший год?

— Ключевые показатели, установленные центральным аппаратом ФАС России, нами достигнуты. Управление отработало достойно, практически все принятые нами решения устояли в судах. В 2017 году по всем направлениям было наложено более 50 миллионов штрафов. Но главное, что хотелось бы отметить, это то, что благодаря институту предупреждений, которые мы стали выдавать, прежде чем завести антимонопольное дело, значительно повысилась оперативность восстановления прав заявителей. В 90% случаев наши предупреждения исполняются. 

— В конце декабря 2017 года Указом Президента Российской Федерации был утвержден Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 гг. Какую роль в его реализации играет ФАС и что делается в рамках этого плана в Ленобласти?

— Антимонопольная служба играет ведущую роль в этом процессе, причем функция нашего ведомства из надзорной и карательной области переходит в область просветительскую. Национальный план развития конкуренции уже внедрен в работу. Властям каждого региона поручено оказывать активное содействие развитию конкуренции, разработаны дорожные карты в различных областях. На разнообразных площадках мы рассказываем органам власти о требованиях антимонопольного законодательства, разбираем основные ошибки и так далее. Для реализации плана в Ленобласти мы организовали на базе нескольких вузов обучающие семинары для представителей органов власти и местного самоуправления. В СПбГУ открыта кафедра правовой защиты экономической конкуренции для магистрантов, разработаны и утверждены образовательные программы. Открытие профильной кафедры поможет готовить специалистов высокого уровня.

— Сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы ликвидировать закон о естественных монополиях и заменить его на поправки к закону о защите конкуренции. Как вы оцениваете эту идею и что это может изменить в работе антимонопольного ведомства?

— Закон о естественных монополиях был принят в 1995 году и не может отражать современные тренды в развитии антимонопольного законодательства. Инициатива ФАС России заключается в упразднении данного закона и внесении части его положений в Закон о защите конкуренции и в проект Закона о тарифном регулировании, разработанный ФАС России.

Основная идея заключается в максимально возможном уходе от понятия естественно монопольных рынков к рыночной экономике, чтобы иметь простые и понятные правила «игры» для всех хозяйствующих субъектов, Правительство РФ получит право устанавливать правила недискриминационного доступа к услугам в транспортных терминалах, портах и аэропортах, услугам по общедоступной почтовой связи, услугам по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, по захоронению радиоактивных отходов, по ледокольной проводке судов, ледовой лоцманской проводке судов в акватории Северного морского пути. Впрочем, термин «естественная монополия» не исчезнет из законодательства и останется для ряда видов деятельности.

В законе о защите конкуренции появится глава 2.2., которой будет установлены Основные принципы регулирования и (или) контроля деятельности субъектов естественных монополий.

Совместно с ожидаемым всеми антимонопольщиками законом о тарифном регулировании данные нормативные правовые акты создадут единые, понятные всем участниками рынка правила игры. Безусловно, Ленинградское УФАС России считает данные документы прорывом в регулировании субъектов естественных монополий, который заметно упростит как процесс тарифного регулирования, так и процесс доступа к объектам инфраструктуры для представителей бизнес-сообщества и простых граждан.

— ФАС представила пятый антимонопольный пакет, который должен поднять на новый уровень регулирование работы бизнеса в условиях цифровой экономики. Что изменится с его принятием? Каковы «цифровые» возможности антимонопольного ведомства сейчас?

— Пятый антимонопольный пакет не несет кардинальных изменений, он помогает подстроить нормы действующего законодательства под сегодняшние реалии. Изменения, вносимые в законодательство, являются крайне своевременным шагом, поскольку технологии не стоят на месте, в то время как инструментария антимонопольного органа уже не хватает на отслеживании процессов, происходящих в «цифровой» экономике. 

В настоящее время центральный аппарат ФАС России уже использует новые подходы к делам о нарушении антимонопольного законодательства. Яркими примерами могут служить дела в отношении IT компаний — таких, как Google, Microsoft и Apple. Кроме того, ФАС России применяет «цифровое» антимонопольное регулирование при рассмотрении сделок крупных хозяйствующих субъектов в рамках контроля за экономической концентрацией.

Основной тенденцией цифрового под­хода в антимонопольном регулировании является рассмотрение так называемого сетевого эффекта. Так, в законодательстве отсутствуют критерии, позволяющие отнести к доминирующим хозяйствующим субъектам владельцев крупных инфраструктурных платформ, интернет-платформ. Для решения этой проблемы в Закон о защите конкуренции планируется ввести понятие «сетевые эффекты», которые станут критерием признания хозяйствующего субъекта доминирующим, даже если его доля на товарном рынке не превышает 35%. То есть доступ к данным о потребителях, собранным цифровыми платформами, должен будет стать недискриминационным. 

Безусловно, не обошлось без внесения комплекса изменений, касающихся картельных сговоров на торгах, совершенных посредством роботов. 

— Бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что антимонопольное регулирование в России избыточно. Также эксперты полагают, что столь большое количество дел невозможно рассмотреть с соблюдением стандартов доказывания. Действительно ли это так? Хватает ли кадров и сил держать высокую планку Ленинградскому УФАС?

— Ленинградское УФАС России, как правоприменитель, считает, что в настоящее время антимонопольное регулирование в Российской Федерации отражает все современные тренды в развитии антимонопольного права. четвертый антимонопольный пакет, принятый в 2016 году, существенно ослабил давление на бизнес, расширив институт предупреждения практически на все статьи Закона о защите конкуренции. Поэтому в данный момент говорить о сверхзарегулированном рынке не приходится. 

Вопросы доказывания неоднократно возникают в процессе рассмотрения антимонопольных дел. Сотрудниками Ленинградского УФАС России собирается целый комплекс доказательств, которые ложатся в основу для возбуждения дела или выдачи предупреждения. Без надлежащего количества и качества данных доказательств материалы антимонопольного расследования не пройдут внутреннюю правовую экспертизу, и итоговый документ не выйдет из «стен» ФАС России или ее территориального органа.

Что касается Ленинградского УФАС России, то в настоящий момент в управлении существует костяк из очень опытных, профессиональных сотрудников, которые фактически сформировали судебную практику по многим вопросам, связанным с антимонопольным регулированием.

Если бы антимонопольное регулирование было избыточным, то президент бы не ставил задачу к 2020 году сократить количество нарушений в два раза. Наша страна живет в условиях картелизированной экономики, и с этим надо бороться. Дела о нарушении антимонопольного законодательства, по крайней мере, в нашем управлении, рассматриваются в точном соответствии с регламентом ФАС. И мы всегда стремимся собрать полную доказательную базу, чтобы впоследствии наше решение не слетело в суде. 

— В этом году первых студентов-магистрантов примет кафедра правовой защиты экономической конкуренции, открытая при СПбГУ. Решит ли это кадровую проблему в областном ведомстве? 

— Да, действительно, в сентябре мы ожидаем магистрантов, которые решат глубоко изучать антимонопольное право. Спрос на этих специалистов высок уже сейчас, а будет еще выше, поскольку, как вы знаете, развитие конкуренции — одно из приоритетных направлений политики России. Специалисты в области конкурентного права нужны как в государственном секторе, так и в коммерческих структурах. По идее, это должно в какой-то степени решить кадровую проблему в нашем управлении, однако конкурировать с коммерческими структурами в плане зарплат мы не можем.

Сейчас в ведомстве кадры куются на местах — это более форсированная и, можно сказать, экстремальная подготовка. Естественно, так быть не должно. Примерно так же обстоят дела у государственных и муниципальных заказчиков. Для них мы подготовили программы ДПО, которые будут преподаваться на нескольких учебных площадках ведущих вузов, таких как СПбГУ, СПбГЭУ и другие. На сегодняшний день в СПбГУ на стадии утверждения находятся две программы: «Прикладные аспекты по обеспечению законности и защиты собственных интересов в сфере государственных и муниципальных закупок» и «Государственный оборонный заказ: нормативно-правовое регулирование, прикладные аспекты по обеспечению законности и защиты собственных интересов». Аналогов данных программ в настоящее время не существует, так как они построены исключительно на богатом практическом опыте лекторов, которые будут преподавать именно накопленные прикладные знания.

— Есть ли своя специфика у нашего региона в плане антимонопольного регулирования?

— Специфика есть. Ленинградская область — уникальный регион. На ее территории ведут свою деятельность достаточно много субъектов естественных монополий. И если сетевые организации есть в каждом регионе, то порты — нет. Кроме того, у Ленобласти нет областного центра, отсюда некая разрозненность районов.

— На чем сделан акцент в этом году? Какие главные задачи стоят перед Ленинградским УФАС? 

— Перед нами стоит задача сократить количество нарушений, согласно национальному плану развития конкуренции. Это не значит, что мы будем закрывать на них глаза, это значит, что мы должны создавать условия, чтобы этих нарушений не было. И конечно же, будем стараться держать высокую планку в работе.

Татьяна ТУКТАМЫШЕВА