Снести нельзя оставить: рекламный рынок ждут глобальные перемены

На рынке рекламных конструкций зреет переворот. Все щиты, расположенные на федеральных трассах Ленобласти должны быть распределены между заинтересованными рекламодателями в соответствии с законом, то есть через торги, а не путем договоренностей с ФКУ Упрдор Северо-Запад.

Областное антимонопольное ведомство, проведя масштабную проверку, установило: все билборды в полосах отвода автомобильных дорог установлены незаконно.  То есть владелец конструкции заключал договор с ФКУ Упрдор Северо-Запад и получал технические условия на ее установку. На основании этих документов районная администрация выдавала разрешение.

С одной стороны, схема не так страшна, - все же технические условия установки конструкции согласовывались с компетентным в этом вопросе ведомством. С другой стороны – такой путь идет вразрез с антимонопольным законодательством.

Первой предупреждение  от антимонопольной службы получила администрации Всеволожского района, которая не приняла никаких мер по демонтажу  незаконно установленных рекламных конструкций, обнаруженных  на подведомственной территории. Указанное действие (бездействие) имеет признаки нарушения части 1 статьи 15 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

«Как установлено Ленинградским УФАС России, районная администрация выдавала разрешения на установку рекламных конструкций на основании  договоров, заключенных заявителями с ФКУ Упрдор Северо-Запад. Тем не менее, по действующему законодательству, перед получением разрешения от органа местного самоуправления,  ФКУ Упрдор Северо-Запад обязано было провести торги на установку билбордов, чего сделано не было» - пояснили нашему изданию в пресс-службе управления.

Теперь, после получения предупреждения антимонопольщиков,  органу местного самоуправления  следует обязать  владельцев незаконных билбордов предписания об их демонтаже, а в случае невыполнения выданных предписаний - обеспечить их принудительный демонтаж в срок до 31 января 2019 года.
Аналогичные предупреждения направят во все муниципальные районы Ленинградской области, где антимонопольным органом зафиксированы факты наличия незаконных конструкций.

Александр Аверьянов – заместитель руководителя Ленинградского УФАС России: «Мы рассчитываем, что подобные меры приведут к неукоснительному соблюдению рекламного законодательства РФ и, как следствие, пополнению бюджета за счет проведения торгов на право установки рекламных конструкций. Кроме того, поскольку мы говорим о конструкциях, установленных в полосах отвода, – это вопрос безопасности дорожного движения на федеральных трассах. Поэтому их установка должна быть согласована с компетентными инстанциями по всем правилам».
Рекламодатели придерживаются несколько иного мнения. Демонтаж уже установленных билбордов сорвет текущие рекламные кампании и принесет немалые убытки предпринимателям.

Не прошло и три года

В общем-то,   вопрос  законности рекламных конструкций стоит уже не первый год. Еще в 2016 году  Губернатор Ленинградской области поручил принять ряд мер, направленных на развитие данного  рынка, разработать  унифицированные правила по размещению рекламы на территории региона, согласовать схемы установки «наружки», порядок проведения торгов. Как соблюдается распоряжение главы региона на постоянной основе мониторит  Комитет по печати.  Однако эти вопросы касались только территорий,  подведомственных районным администрациям. Федеральные трассы, находящиеся в ведении Упрдора, до сих пор оставались без внимания.

В Петербурге рынок рекламы тоже постепенно  приходит в порядок. За этот год усилиями городского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ, Городского центра  размещения рекламы и СПб ГКУ «Городская реклама и информация» демонтировано более 10 тысяч незаконно установленных рекламных конструкций. Собственники объектов привлечены к административной ответственности. Общая сумма наложенных штрафов составила более 260 миллионов рублей.

Саша Колесникова