Губернатор Ленобласти распорядился полностью запретить закупки у единственного поставщика

Ограничить, а затем и вовсе запретить закупки у единственного поставщика, обеспечить свободный доступ бизнеса на рынки, обозначенные правительством  как приоритетные для развития, - эти темы стали лейтмотивом заседания инвестиционного совета Ленинградской области. Мероприятие прошло 19 сентября. В этот раз местом его проведения стала производственная  площадка  АО "Балтийская промышленная компания".

Поставщик не может быть единственным

Развитие конкуренции — приоритетная задача, стоящая перед экономикой региона.  А это значит, что практику проводить закупки без конкурсных процедур нужно прекратить. Напомнив о «майском указе» президента, Александр Дрозденко распорядился создать конкурентную среду в Ленинградской области.

«Я поручаю правительству в ближайшее время ограничить заключение государственных контрактов с единственным поставщиком. А к 2020 году полностью запретить осуществлять закупки у одного контрагента», — заявил губернатор.

За неповиновение и в случае, если более 50% заказов учреждения будут отданы единственным поставщикам, руководителей комитетов или подведомственных учреждений будут ждать серьезные санкции. Переходный период начнется уже через несколько месяцев. Начиная с 2019 года, каждый конкурс, на который пришел только один участник, будет проводиться повторно.

Стоит отметить, что   полный запрет проведения тендеров неконкурентным путем – всего лишь идея, не подкрепленная законодательной базой. Бывают ситуации, когда провести конкурс и тем более повторить его в случае подачи единственной заявки, не представляется возможным. Кроме того, сам 44-ФЗ не запрещает осуществлять закупку у единственного поставщика при соблюдении ряда условий.

Представитель областной антимонопольной службы, начальник отдела антимонопольного контроля Ленинградского УФАС России Руслан Абейдуллин положительно высказался о данной инициативе. По его словам, случаи, когда заказчики злоупотребляют своим правом провести закупку без конкурсных процедур, к сожалению, не редки. В то время  как согласно Национальному плану развития конкуренции, количество нарушений антимонопольного законодательства должно значительно сократиться.

Первые успехи на пути к «экономическому чуду»

О реализации Национального плана развития конкуренции в регионе рассказал заместитель председателя областного правительства, председатель комитета экономического развития  и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов. По  словам чиновника, в этом направлении уже проделана большая работа -  разработана дорожная карта, заключено соглашение с ФАС России.

Результатами работы за 2017 года стало увеличение доли   малого и среднего бизнеса в структуре валового регионального продукта до 30%; заключение концессионного  соглашения о строительстве плавательного бассейна в Гатчине. Наибольшего прогресса по созданию конкурентной среды область добилась в сфере пассажирских переводок (83% рынка занято частными компаниями) и в сфере предоставления услуг связи и доступа в интернет (80% домохозяйств имеют широкополосный доступ к всемирной паутине).

Задача на ближайшие 2 года  - упростить доступ  частным компаниям на такие рынки, как жилищное строительство, строительство капитальных объектов, проектирование,  производство кирпича и бетона, вылов и переработка водных ресурсов, розничная продажа нефтепродуктов, обработка древесины и др. 
За тем,  чтобы красивые слова и благие намерения не расходились с делом, проследит  антимонопольная служба.  Главные задачи областного УФАС сводятся к трем постулатам:   повышение  удовлетворенности потребителей, повышение экономической эффективности и конкурентоспособности, стабильный рост и развитие многоукладной экономики.

Руслан Абейдуллин в продолжении темы обратил внимание, что согласно Национальному плану, количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти должно снизиться в 2 раза. Тем не менее, в настоящее время по данным ведомства, львиная доля нарушений, как антимонопольного законодательства, так и 44-ФЗ,  происходит именно со стороны органов местного самоуправления. Закрывать на это глаза  антимонопольная служба не намеренна.

Из позитивных тенденций г-н Абейдуллин отметил то, что в связи с трансформацией ФАС  в орган предупредительного контроля, серьезно  снизилось  количество возбужденных дел.  В 80% случаев после  указания   антимонопольного органа  на недопустимость тех или иных действий, хоз. субъекты прекращают нарушение законодательства, о котором, зачастую, могут даже не догадываться.

Но есть и проблемы. Основными больными вопросами остаются:  сохранение государственно-монополистических тенденций в экономике, ограничение со стороны органов власти, несовершенство нормативной системы тарифного регулирования, недостаточный уровень поддержки малого и среднего бизнеса.

Руслан Абейдуллин: «Озвученные показатели, конечно,   внушают оптимизм,  и мы видим не просто цифры на бумаге, а реальную работу. Но все же есть ряд проблемных вопросов. Безусловно, все  предложения, выдвинутые в рамках этой встречи,  будут нами проработаны совместно с коллегами из центрального аппарата, и, я думаю, мы обязательно найдем какое-то конструктивное решение» - прокомментировал Руслан Абейдуллин.

 

Саша Колесникова