От лишнего внимания: антимонопольный комплаенс как возможность свести к минимуму общение с ФАС

Внедрение антимонопольного комплаенса в деятельность хозяйствующих субъектов и органов власти, картелизация рынка государственного заказа, нарушения закона о контрактной системе  – Ленинградское УФАС России отчиталось о проделанной за 9 месяцев текущего года работе.

Уже почти год на каждой деловой площадке антимонопольная служба рассказывает о грядущих изменениях в законодательстве и Указе президента № 618 «Об основных направлениях государственной политики…» Документ, среди ряда важных распоряжений, вводит понятие антимонопольного комплаенса – комплекса мер, направленных на снижение риска нарушения антимонопольного законодательства. Об этом подробно рассказал начальник отдела антимонопольного контроля и энергетики Руслан Абейдуллин.

Так, с 2019 года данный локальный документ должен быть принят в  органах власти. Для бизнес-структур его принятие является добровольным решением. Однако наличие комплаенса и его неукоснительное соблюдение обещает хозяйствующим субъектам существенные преимущества. В настоящее время ФАС России прорабатываются риск-ориентированный подход проведения проверочных мероприятий. С учетом категории риска, к которой относится предприятие, для хозсубъектов будет определена частота проведения плановых проверок.

«К высшей категории риска у нас относятся субъекты естественных монополий. Так вот если эти хозсубъекты за прошедшие три года не нарушали антимонопольное законодательство  и имеют действующий комплаенс, то они понижаются в категории риска, и для некоторых субъектов проверки будут проводиться не раз в 3 года, а раз в 5 лет. А для тех, кто был в категории 5 лет – для них плановые проверки проводиться вообще не будут, то есть антимонопольный  орган лишается возможности проверять такие субъекты без заявлений», - прокомментировал Руслан Абейдуллин. 

Мера ответственности за нарушение закона при наличии антимонопольного комплаенса будет определена в недавно разработанном ФАС федеральном законе. Предполагается, что совершивший нарушение субъект, если докажет, что комплаенс на его предприятии не является формальностью, получит  снижение штрафа или  вовсе будет от него освобожден.

В продолжение темы развития конкуренции, г-н Абейдуллин рекомендовал представителям бизнес структур ознакомиться с распоряжением Правительства №1697-П.  Объемный документ содержит перечень всех экономических  отраслей и планы по их развитию в течение ближайших двух лет.

О борьбе с картелями

Основные усилия ведомства брошены на выявление и раскрытие  картелей. Об этом подробно рассказал заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и энергетики Никита Загребельный.

«В основном встречаются картели на рынке госзакупок. Для понимания, треть ВВП распределяется  именно на госторгах. Если говорить о 44-ФЗ, то это порядка 7 триллионов рублей, если по 223-ФЗ, то это порядка 16 триллионов рублей. Заключение антиконкурентных соглашения приводят к тому, что ущерб государства составляет более 1,5% от ВВП, то есть это деньги, которые могли быть направлены на какие-то социальные нужды».

Самыми картелизированными рынками на сегодняшний день являются рынок строительства, рынок дорожного ремонта, рынок медицинского оборудования и социального питания, т.е. поставки продуктов в больницы, детские сады и школы.

Отметив, что позиция антимонопольного органа по этому вопросу довольно строгая, спикер напомнил о санкциях за нарушение 11 статьи 135-ФЗ. Сговор  на товарных рынках может обернуться штрафом в 15% от годовой выручки. Картель на госторгах обойдется участникам в  10 -  50% НМЦК. Тем не менее,  несмотря на то, что штрафы могут составлять несколько сот миллионов рублей,  в ФАС считают, что данная мера  не   достаточно эффективна и не защищает от рецидивов.  Поэтому помимо административного штрафа к нарушителям могут применяться санкции 178 статьи УК РФ, которая предусматривает  уголовную ответственность до 3 лет лишения свободы, исправительные работы, а также дисквалификацию должностных лиц. При раскрытии картелей, по словам г-на Загребельного, УФАС тесно сотрудничает с силовыми органами, ОНФ и Росфинмониторнгом. Наиболее хорошо отслеживаемыми картелями являются сговоры на электронных торгах. В век высоких технологий не наследить в информационной среде практически нереально.  Также спикер отметил, что срок возбуждения антимонопольных дел составляет три года, поэтому если сговорившихся не поймали за руку сразу – еще не значит, что нарушение антимонопольного законодательства осталось незамеченным.

В настоящее время областное ведомство рассматривает дело о сговорах на рынке социального питания, возбужденное по материалам ОНФ. В данном деле речь идет о 249 аукционах, прошедших в 2017 году  на общую сумму более 100 миллионов рублей.

Про госзакупки

Куда более превосходят в изобретательности и мастерстве нарушения законодательства государственные и муниципальные заказчики. Однако их «проделки» в этом отчетном периоде  не столь вопиющи. О текущей ситуации на рынке государственного заказа и конкретных примерах рассказал заместитель руководителя Алексей Журавлев.  Так, по данным УФАС, на сегодняшний день самыми  распространёнными нарушениями закона о контрактной системе являются   описание объекта закупки (установление недействующих ГОСТов, указание несуществующих единиц измерения, ошибки в описании технических характеристик товара, приводящие к неоднозначному толкованию требований),  установление дополнительных неправомерных требований к участникам закупки, сокращение сроков подачи заявок, связанных с неверным исчислением дней.


Саша Колесникова