От лишнего внимания: антимонопольный комплаенс как возможность свести к минимуму общение с ФАС
Внедрение антимонопольного комплаенса в деятельность хозяйствующих субъектов и органов власти, картелизация рынка государственного заказа, нарушения закона о контрактной системе – Ленинградское УФАС России отчиталось о проделанной за 9 месяцев текущего года работе.
Уже почти год на каждой деловой площадке антимонопольная служба рассказывает о грядущих изменениях в законодательстве и Указе президента № 618 «Об основных направлениях государственной политики…» Документ, среди ряда важных распоряжений, вводит понятие антимонопольного комплаенса – комплекса мер, направленных на снижение риска нарушения антимонопольного законодательства. Об этом подробно рассказал начальник отдела антимонопольного контроля и энергетики Руслан Абейдуллин.
Так, с 2019 года данный локальный документ должен быть принят в органах власти. Для бизнес-структур его принятие является добровольным решением. Однако наличие комплаенса и его неукоснительное соблюдение обещает хозяйствующим субъектам существенные преимущества. В настоящее время ФАС России прорабатываются риск-ориентированный подход проведения проверочных мероприятий. С учетом категории риска, к которой относится предприятие, для хозсубъектов будет определена частота проведения плановых проверок.
«К высшей категории риска у нас относятся субъекты естественных монополий. Так вот если эти хозсубъекты за прошедшие три года не нарушали антимонопольное законодательство и имеют действующий комплаенс, то они понижаются в категории риска, и для некоторых субъектов проверки будут проводиться не раз в 3 года, а раз в 5 лет. А для тех, кто был в категории 5 лет – для них плановые проверки проводиться вообще не будут, то есть антимонопольный орган лишается возможности проверять такие субъекты без заявлений», - прокомментировал Руслан Абейдуллин.
Мера ответственности за нарушение закона при наличии антимонопольного комплаенса будет определена в недавно разработанном ФАС федеральном законе. Предполагается, что совершивший нарушение субъект, если докажет, что комплаенс на его предприятии не является формальностью, получит снижение штрафа или вовсе будет от него освобожден.
В продолжение темы развития конкуренции, г-н Абейдуллин рекомендовал представителям бизнес структур ознакомиться с распоряжением Правительства №1697-П. Объемный документ содержит перечень всех экономических отраслей и планы по их развитию в течение ближайших двух лет.
О борьбе с картелями
Основные усилия ведомства брошены на выявление и раскрытие картелей. Об этом подробно рассказал заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и энергетики Никита Загребельный.
«В основном встречаются картели на рынке госзакупок. Для понимания, треть ВВП распределяется именно на госторгах. Если говорить о 44-ФЗ, то это порядка 7 триллионов рублей, если по 223-ФЗ, то это порядка 16 триллионов рублей. Заключение антиконкурентных соглашения приводят к тому, что ущерб государства составляет более 1,5% от ВВП, то есть это деньги, которые могли быть направлены на какие-то социальные нужды».
Самыми картелизированными рынками на сегодняшний день являются рынок строительства, рынок дорожного ремонта, рынок медицинского оборудования и социального питания, т.е. поставки продуктов в больницы, детские сады и школы.
Отметив, что позиция антимонопольного органа по этому вопросу довольно строгая, спикер напомнил о санкциях за нарушение 11 статьи 135-ФЗ. Сговор на товарных рынках может обернуться штрафом в 15% от годовой выручки. Картель на госторгах обойдется участникам в 10 - 50% НМЦК. Тем не менее, несмотря на то, что штрафы могут составлять несколько сот миллионов рублей, в ФАС считают, что данная мера не достаточно эффективна и не защищает от рецидивов. Поэтому помимо административного штрафа к нарушителям могут применяться санкции 178 статьи УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность до 3 лет лишения свободы, исправительные работы, а также дисквалификацию должностных лиц. При раскрытии картелей, по словам г-на Загребельного, УФАС тесно сотрудничает с силовыми органами, ОНФ и Росфинмониторнгом. Наиболее хорошо отслеживаемыми картелями являются сговоры на электронных торгах. В век высоких технологий не наследить в информационной среде практически нереально. Также спикер отметил, что срок возбуждения антимонопольных дел составляет три года, поэтому если сговорившихся не поймали за руку сразу – еще не значит, что нарушение антимонопольного законодательства осталось незамеченным.
В настоящее время областное ведомство рассматривает дело о сговорах на рынке социального питания, возбужденное по материалам ОНФ. В данном деле речь идет о 249 аукционах, прошедших в 2017 году на общую сумму более 100 миллионов рублей.
Про госзакупки
Куда более превосходят в изобретательности и мастерстве нарушения законодательства государственные и муниципальные заказчики. Однако их «проделки» в этом отчетном периоде не столь вопиющи. О текущей ситуации на рынке государственного заказа и конкретных примерах рассказал заместитель руководителя Алексей Журавлев. Так, по данным УФАС, на сегодняшний день самыми распространёнными нарушениями закона о контрактной системе являются описание объекта закупки (установление недействующих ГОСТов, указание несуществующих единиц измерения, ошибки в описании технических характеристик товара, приводящие к неоднозначному толкованию требований), установление дополнительных неправомерных требований к участникам закупки, сокращение сроков подачи заявок, связанных с неверным исчислением дней.
Саша Колесникова