Александр Плетешков: «Обратиться в Ленинградское УФАС совсем не трудно»

Нарушения прав юридических лиц при доступе к государственному заказу, проблемы с подключением электроэнергии, споры конкурирующих хозяйствующих субъектов – основные направления работы антимонопольного ведомства. Для рядового гражданина антимонопольная служба является во многом диковинным и не совсем понятным государственным органом, а между тем, ФАС и ее территориальные подразделения могут быть полезны и физическим лицам. С какими проблемами в праве обратиться граждане к антимонопольщикам нам рассказал руководитель Ленинградского УФАС России Александр Плетешков.

– Александр Николаевич, каким образом ведомство, защищающее конкуренцию, может быть полезно обычным людям?

– С физическими лицами мы встречаемся, в основном, в рамках рассмотрения заявлений на сетевые компании – поставщиков электричества, теплоэнергии, водоснабжения и газоснабжения, когда эти субъекты естественных монополий злоупотребляют своим доминирующим положением. Но, кроме того, физлицо может обратиться к нам с заявлением на нарушение рекламного законодательства или если нарушения происходят на товарных рынках.

– Если говорить о рекламе, то какие это нарушения?

– Чаще всего это СМС-спам. Когда гражданин не дает согласия на рекламную рассылку, но юридическое лицо включает его в свою базу и шлет сообщения рекламного характера. Как правило, этим грешат магазины, ювелирные сети, банки, рестораны.

Нередко жалуются на недостоверную рекламу, когда оферта предлагает одно, а на деле потребитель получает совсем иное. В качестве примера можно привести строительные компании, которые утаивают реальную стоимость квартир и существенные условия их покупки. К такому, назовем это, маркетинговому ходу прибегают и производители какой-либо продукции при проведении акций, и некоторые магазины.

В рейтинг самых распространенных нарушений также попадают незаконно установленные рекламные конструкции. Граждане должны знать, что любая вывеска, размещенная на их многоквартирном доме, должна согласовываться с собственниками жилья.

– Это полный перечень вопросов, которые поможет решить УФАС в рамках нарушения закона о рекламе?

– Конечно, нет, список гораздо шире. Нередко мы имеем дело с недобросовестной рекламой, например, когда слоган какой-то рекламной кампании или графика (видео или фото) оскорбляют чувства потребителей, являются грубыми, пошлыми, жестокими и т.д. По этому поводу также можно обратиться в УФАС с заявлением, указав, где размещена такая реклама, что это за реклама, приложив фото.

– А что касается товарных рынков, на что может пожаловаться потребитель?

– Например, на рост цен на продукты питания. Но при этом гражданам необходимо учитывать, что контролю подлежат цены на продукты, входящие в социальную корзину, это 24 позиции. Нам поступают такие сигналы, но часто заявители не уточняют, в каком магазине выросли цены, цены на какой продукт. Не называют порой даже район, а это делать необходимо. Аналогично с ценами на топливо. То есть, если гражданину кажется, что магазин или АЗС устанавливает неадекватные цены, пожалуйста, обращайтесь к нам, но только указывайте координаты нарушителя и товар.

– Как обратиться в УФАС?

– Обратиться к нам совсем не трудно. Полная информация представлена на нашем сайте. Заявление можно принести лично, направить по почте, в том числе электронной, заполнить форму на сайте. Главное, в заявлении должна быть информация о самом заявителе, как с ним связаться, что нарушается, где и когда. При этом ссылки на статьи законодательства (рекламного, антимонопольного) от граждан мы не требуем, но описать факт нарушения все же нужно.

– Подводя итоги уходящего года, что Вы можете сказать о работе Управления?

– Управление отработало достойно. Есть результаты в реализации Национального плана развития конкуренции. А от здоровой и развитой конкуренции во многом зависит благосостояние граждан. И именно благосостояния – и финансового, и духовного, и физического хотелось бы пожелать вашим читателям в преддверии Нового года. С наступающими праздниками!

Авторы: Татьяна Туктамышева