Аванс не по адресу

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Областные чиновники отменили предоплату за объекты инфраструктуры

Власти Ленобласти отменили авансирование госконтрактов по объектам адресной инвестиционной программы (АИП) муниципалитетам региона. Ранее подрядчики могли рассчитывать на тридцатипроцентную предоплату, но теперь они получат деньги только после выполнения работ. Чиновники надеются, что это позволит избежать нецелевого использования бюджетных средств. Эксперты "Ъ" уверены, что отказ от авансов оставит без работы небольшие компании.

Областные субсидии муниципалитетам на выплату авансов подрядчикам перестанут выделять уже в этом году. Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, речь идет о заключенных государственных и муниципальных контрактах по объектам АИП. В нее входят подряды на проектирование, реконструкцию и строительство дорог, социальных и инфраструктурных объектов. Раньше победители конкурсов могли получить до 30% аванса, теперь эта опция доступна только для проектов с участием федерального бюджета.

По мнению первого заместителя председателя правительства Ленобласти Романа Маркова, отмена авансирования позволит снизить риски нецелевого использования бюджетных средств.

Для того чтобы усилить контроль за расходованием областных субсидий, с 2019 года все муниципальные контракты стоимостью более 25 млн рублей и вне зависимости от доли субсидии областного бюджета должны заключаться только через комитет государственного заказа Ленобласти. Такое ограничение действовало в регионе и раньше, но распространялось оно на объекты стоимостью от 20 млн рублей и в случае если доля областного финансирования превышала 50%.

Как сообщили в комитете финансов Ленобласти, объем субсидий муниципалитетам в рамках АИП в 2019 году составляет почти 6 млрд рублей. В 2018 году средства были освоены на 94% (6,7 млрд рублей), в 2017 году — на 77,9% (5,6 из 7,3 млрд рублей). Общая сумма АИП Ленобласти на 2019 год — 11,3 млрд рублей. Деньги предназначены на проектирование, реконструкцию, строительство 232 объектов газификации, социально-культурного назначения, объектов водоснабжения. На 2020 год в областном бюджете на АИП предусмотрено 11,9 млрд рублей, на 2021 год — 12,1 млрд рублей.

В Ленинградском УФАС России "Ъ" пояснили, что, согласно 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок", заказчик вправе выбирать, авансировать ему работы или нет. В антимонопольном ведомстве также отметили, что сегодня на рынке работает большое количество недобросовестных поставщиков. Такие компании, заявляясь на торги, не считают нужным просчитать для себя экономику проекта, в который они заходят. "Многие из них действуют по правилу "впишемся в драку, а там посмотрим". Для сферы госзакупок такое неприемлемо. Тут идет речь не просто об извлечении хозсубъектом прибыли, а об исполнении бюджета в целях качественного удовлетворения потребностей граждан к строго определенному сроку",— сообщили в Ленинградском УФАС.

Глава Приозерского района Александр Соклаков объясняет, что в муниципальных бюджетах деньги на авансирование подрядчиков не предусмотрены и обладатели контрактов должны будут начать работы за свой счет. "Таким образом, мелкие компании отсеются. Останутся только крупные и сильные, так как у них хватит оборотных средств",— считает господин Соклаков.

Директор по строительству компании "Ленрусстрой" Алексей Булдин положительно оценил отмену авансирования объектов АИП. "Эта станет дополнительным барьером для прохиндеев. На госконтракты должны заявляться самодостаточные компании, а не мошенники, которые могут исчезнуть сразу после того, как получат аванс",— пояснил господин Булдин.

Однако адвокат юридической фирмы "S&K Вертикаль" Александра Асташкина уверена, что отмена авансирования вряд ли приведет к снижению рисков их нецелевого использования. Чаще всего областные деньги не работают из-за отсутствия эффективной системы финансово-бюджетного контроля, считает эксперт. Госпожа Асташкина также добавила, что теперь заявляться на участие в госконтрактах по объектам АИП в муниципалитетах Ленобласти смогут только крупные компании. "Если подрядчик по независящим от него причинам не сможет выполнить свои обязательства в срок (например, если с ним не расплатятся контрагенты), то ему придется заплатить штраф. При этом в случае если этот штраф соответствует размеру выполненных работ по контракту или превышает его, то исполнитель понесет убытки. Поэтому взяться за такой проект смогут только крупные фирмы",— объяснила она.

Вопрос неэффективного использования средств в рамках АИП неоднократно поднимался в стенах правительства Ленобласти. В 2017 году регионом не было освоено более 2 млрд рублей (см. "Ъ" от 29.03.2018), в том числе комитетом по строительству (1,1 млрд) и комитетом по дорожному хозяйству (384,7 млн). По этой причине власти вынуждены объем финансирования АИП корректировать в сторону уменьшения (см. "Ъ" от 17.10.2017).

Ольга Кантемирова