“Внимательно читайте договор”: эксперты рассказали, законна ли спам-рассылка и звонки

Можно ли избавиться от назойливых рекламных предложений?

Инициатива

На днях вице-президент по технологиям НП «ГЛОНАСС» Евгений Белянко заявил, что организация может начать продавать данные автомобилистов рекламным компаниям. Для этого в начале будет создана единая система сбора и обработки персональной информации от бортовых компьютеров машины, а после запустится процесс передачи данных агентствам. Собирать будут данные о марке и модели автомобиля, техническом обслуживании, маршрутах водителя, его мобильный телефон и электронную почту. Отмечается, что любое перемещение данных будет происходить только с разрешения пользователя: он может согласиться, отказаться или предоставить их на выгодных условиях, в обмен на акции и скидки.

Новый сервис, по мнению некоторых автовладельцев, станет еще одним средством для распространения нежелательной рекламы - спам-рассылки или звонков. Кроме того, передача персональных данных пугает пользователей, так как информация может оказаться в открытом доступе или попасть в руки мошенников.

Мнение

“Я против того, чтобы мою личную информацию передавали каким-то рекламным компаниям. Я не заинтересована ни в дополнительных предложениях, ни в том, чтобы мои данные кочевали из организации в организацию. В конце концов, я опасаюсь, что на каком-то этапе передачи данных этим могут воспользоваться мошенники. И, с одной стороны, напрямую с информацией ничего не сделаешь, а, с другой стороны, они станут подспорьем для работы автоугонщиков”, - говорит Екатерина Соколовская, водитель с 14-летним стажем. 
 
Законность передачи данных для рекламы

В России существует 2 основных закона, которые регламентируют действия, связанные с передачей данных в рекламных целях: Федеральный закон “О рекламе” и Федеральный закон “О персональных данных”. Незаконной рекламой занимается Федеральная антимонопольная служба, а делами о нелегальной обработке личных данных - Роскомнадзор.

Распространение персональной информации должно иметь законное основание.

“Для передачи персональных данных третьим лицам нужно письменное согласие субъекта персональных данных. Такое согласие необходимо даже для создания общедоступных источников персональных данных (справочники, адресные книги и другое)”, - сообщают в пресс-службе Ленинградского УФАС.

Если вам звонят, это не значит, что закон нарушен

Часто бывает так, что человек ничего вроде бы не подписывал, об организации из которой ему звонят, слышит впервые, но при этом компания действует по закону.

Так происходит потому, что многие подписывают пользовательское соглашение, не обращая на него внимания. Например, вы заполняете персональные данные и даете согласие на их обработку при получение дисконтной карты, акций или подписке на информационную рассылку от какого-нибудь интернет-магазина. Как только вы ставите галочку в нужном поле, ваши данные в рекламных целях может использовать не только компания, где вы получили скидочную карту, но и ее организации-партнеры. Таким образом, человек попадает в базу данных нескольких организаций, и это не нарушает законы.

Цитата

“В этом году в Ленинградское УФАС поступило около 30 обращений на смс-спам. Во всех случаях установлено, что абоненты все же давали свое согласие на получение рассылки. Бывают случаи, что в договоре содержится пункт не только о получении смс-рассылки, но и передачи персональных данных партнерам, которые тоже могут осуществлять рассылку”, - комментируют в пресс-службе ведомства.

Где находят базы данных

У маркетологов уже есть ресурсы, где можно скачать базу данных для рассылки с любыми контактами: от автомобилистов, до банковских служащих. Простой способ это проверить - вбить нужный запрос в поисковую строку.

Рекламные организации пользуются услугами компаний, которые занимаются продажей персональных данных или специальными группами в социальных сетях.

“Если говорить о новом сервисе от “ГЛОНАСС”, то скорее всего они будут продавать информацию рекламным агентствам напрямую, либо через какого-то своего посредника. Для маркетологов это конечно большой бонус, потому что да, есть другие ресурсы, источники, но это будет максимально точная информация. Такие данные позволят адресно обращаться к человеку, составлять конкретные персональные обращения”, - говорит маркетолог Вера Ватаману.

Если вам звонят, и закон нарушен

Распространение рекламы, предложение товаров и услуг признается нелегальным, если рекламодатель не докажет, что пользователь давал письменное соглашение. Речь идет обо всех каналах связи. И тут компании могут нести административную ответственность за спам-рассылку или звонки.

“Для начала компании, которая занимается распространением нежелательной рекламы, выдается предупреждение о недопущении нарушения рекламного законодательства. Если противозаконные действия не прекращаются, возбуждается дело. Санкции за распространения спама: для граждан - от 2 до 2,5 тыс. рублей; для должностных лиц - от 4 тыс до 20 тыс рублей; для юридических лиц - от 100 тыс рублей до 500 тыс рублей”,- подтверждают в Ленинградском УФАС.

Как избавиться от спама

Во-первых, необходимо внимательно читать те договора и пользовательские соглашения, которые требуют указания персональных данных и подписи. Читайте мелкий шрифт и ставьте галочки под теми пунктами, которые нужны вам.

Если же вы уже получаете нежелательную рассылку и вы не давали на нее согласия, обратитесь непосредственно к рекламщикам с требованием прекратить рассылку и звонки или в антимонопольный орган с заявлением. Сейчас заявление можно подать, не выходя из дома. На сайте ФАС вы можете заполнить обращение в электронной форме, прикрепив детализацию звонков (можно запросить у своего оператора связи).

Кроме того, пользователь вправе обратиться в суд, если его персональные данные каким-то образом оказались у третьих лиц.

Анастасия Заливухина