AgentShow больше не наливать

ФАС обязало блогера Анастасию Ивлееву удалить в своем видео рекламу алкоголя

Ленинградское УФАС России признало известного блогера и телеведущую Анастасию Ивлееву нарушителем законодательства. По мнению антимонопольного ведомства, в выпуске своего шоу на YouTube она прорекламировала алкогольный напиток, что делать запрещено. В связи с тем, что многие блогеры работают как ИП, хотя получают гонорары в сотни тысяч рублей, им становится экономически выгодно идти на риск нарушения рекламного законодательства, так как штрафы для них минимальны, объясняют юристы.

Комиссия УФАС по Ленинградской области предписала владельцу YouTube-канала «Настя Ивлеева» прекратить нарушение п. 8 ч. 2 ст. 21 федерального закона «О рекламе». По информации регулятора, он принадлежит ИП Узенюк А. В. (ранее Ивлеева Анастасия Вячеславовна). Поводом стала реклама итальянского вермута в видеоролике под названием «Газманов о мерзких привычках, политике и первой любви/ Сальтуха в 67/AGENTSHOW 2.0», опубликованном на YouTube-канале блогера.

Регулятор отмечает, что на этом видео продемонстрирован процесс приготовления алкогольного коктейля. «Рекламируемый вермут повернут этикеткой к зрителям, а ракурс позволяет однозначно идентифицировать продукт. Кроме того, в процессе микса используется брендированный бокал, а вот тоник — еще один ингредиент коктейля, повернут в кадре так, чтобы не дать зрителям определить его торговую марку»,— говорилось в сообщении УФАС в момент возбуждения дела о нарушении рекламного законодательства в начале сентября. Согласно российскому законодательству, реклама алкоголя, в том числе в интернете, запрещена.

Устранить нарушения госпожа Ивлеева должна до 30 октября. Как пояснили “Ъ” в Ленинградском УФАС, это можно сделать либо полностью удалив видео, либо фрагмент приготовления коктейля, или же скрыв бренд вермута. Выпуск шоу, который вызвал вопросы у антимонопольного ведомства, набрал почти 2,3 млн просмотров.

Управляющий ООО «Ивлеева Продакшн» Александр Мокров не ответил на звонки и сообщения, Анастасия Ивлеева проигнорировала отправленный на электронную почту запрос “Ъ”.

Анастасия Ивлеева — популярная телеведущая и блогер. Она родилась в деревне Разметелево Всеволожского района Ленобласти. Популярность госпожа Ивлеева начала обретать благодаря коротким юмористическим скетчам в Instagram. Сейчас на основной ее аккаунт подписано 18,1 млн человек и еще 6,6 млн — на персональный. В 2016 году ее пригласили на телевидение: сначала ведущей шоу «Можно все» на телеканале «Ю», а затем передачи «Орел и решка» на «Пятнице». Собственное YouTube-шоу AgentShow Анастасия Ивлеева запустила в 2018 году. Сейчас на канале блогера насчитывается 4,1 млн подписчиков. В этом году госпожа Ивлеева заняла 17-е место в рейтинге Forbes «40 самых успешных звезд России до 40 лет 2020» с доходом $1,5 млн.

За нарушение закона о рекламе и за неисполнение предписания ФАС об устранении нарушения Анастасия Ивлеева может быть оштрафована по каждому из случаев на сумму до 20 тыс. рублей, объясняет руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права Maxima Legal Максим Али. Такие относительно небольшие суммы объясняются тем, что госпожа Ивлеева имеет статус ИП. За те же нарушения для юридических лиц предусмотрены штрафы до полумиллиона рублей, продолжает эксперт. Поэтому законодательство не совсем учитывает интернет-реалии, где большинство распространяющих рекламу блогеров работают как ИП, но получают гонорары, которые могут исчисляться не десятками, а сотнями тысяч рублей. «Неудивительно, что идти на риск нарушения закона о рекламе в таких условиях им экономически выгодно»,— рассуждает Максим Али.

В российском законодательстве нет разделения на нативную и открытую рекламу, поэтому любое привлечение внимания к конкретному бренду можно считать именно ей, объясняет юрист практики разрешения споров Rightmark Group Анна Пронина. Так как закон запрещает рекламировать алкоголь, в случае если Анастасия Ивлеева будет обжаловать решение ФАС, в суде будет рассматриваться вопрос, а была ли реклама в спорном ролике вообще, говорит Максим Али. Поскольку производители алкоголя не первый год пытаются обходить законодательные ограничения, у госорганов и судов накопился большой опыт выявления рекламы. «В данном случае будет непросто объяснить, почему именно алкогольный напиток был повернут этикеткой, тогда как тоник отвернут от зрителя. Возможно, более аккуратная постановка ролика помогла бы избежать проблем с ФАС»,— резюмировал эксперт.

Ольга Кантемирова