Естественные монополии: что хотят, то и делают

 

Борьба ФАС с крупными российскими монополистами не знает конца. Только в Ленинградской области в 2012 году естественные "захватчики" рынка по-крупному нарушили федеральное законодательство 37 раз. Постоянными и самыми весомыми противниками региональных антимонопольщиков являются ОАО "Ленэнерго" и РЖД. Несмотря на то, что причины нарушений у этих компаний разные, итог разбирательств зачастую схож: поставить точку в долгоиграющих историях и прекратить ущемление прав граждан у ФАС получается не всегда.

БЕЗВЫХОДНОСТЬ "ЛЕНЭНЕРГО"

Во вторник руководство ленинградского управления Федеральной антимонопольной службы рассказало о результатах своей работы в 2012 году. Если по сути, то люди стали намного чаще жаловаться на беспредел монополистов. Основная волна недовольства была обращена на энергосетевые компании — к ним у граждан за год оказалось более 250 претензий. Это в полтора раза больше, чем годом ранее. "На 2012 год пришелся пик неисполнения обязательств “Ленэнерго”. К этой компании было около 200 жалоб. С учетом того, что у нас порядка 30 сетевых организаций, виден явный перекос", - пояснил заместитель руководителя областного УФАС, начальник отдела естественных монополий Глеб Коннов.

Подавляющее число жалоб к "Ленэнерго" касается неприсоединения к сетям потребителей. Об этой своей беде компания заявляла уже не раз, констатируя плачевность финансового положения. По данным на конец 2012 года, объем просроченных договоров "Ленэнерго" по техническому присоединению составлял 13,1 млрд рублей.

За такую свою "нерасторопность" энергокомпании уже пришлось заплатить в 2012 году 6,8 млн рублей. И то ли еще будет. По заявлению энергетиков, все накопленные долги перед жителями и компаниями Ленинградской области они смогут закрыть только к 2016 году. Чтобы расквитаться с задолженностями, энергокомпания в конце прошлого года даже представила свою инвестпрограмму на 65 млрд рублей. Как уже ранее писал 47News, при подобных инвестициях тариф на передачу электроэнергии будет расти ежегодно в среднем на 14%.

Пока правительство на такие тарифы на соглашается, а инвестпрограмма находится на доработке, ФАС, вероятно, продолжит осыпать "Ленэнерго" штрафами и предупреждениями. И компании, чтобы избежать еще более серьезных санкций, либо придется тратить очередные миллионы рублей, либо биться за свою правоту в судах.

"Я лично пока не вижу выхода из сложившейся ситуации, - сетует руководитель УФАС по Ленобласти Вадим Владимиров. - Есть закон, есть постановление правительства, но нет физической возможности их выполнять. У них реально так встали звезды, что нет на это денег. Конечно, есть какой-то процент случаев, когда "Ленэнерго" просто бездействует, но это небольшой процент".

При этом глава антимонопольного ведомства считает, что решать проблема с сетевыми компаниями, обеспечивающими нас светом, водой и теплом, пора бы уже на федеральном уровне. "Ленэнерго" фактически свою ответственность частично перекладывают на нас, частично - на другие органы власти, например, на правительство Ленобласти. Но вообще-то это дело сетевых организаций. Может быть, этот вопрос нужно решать на уровне федерального центра. Потому что так по всей стране происходит, и надо что-то делать", - констатирует Владимиров.

"Разборки" ФАС и "Ленэнерго" в настоящее время продолжаются в Арбитражном суде. Там энергокомпания оспаривает еще один штраф в 8,7 млн рублей, наложенный на нее антимонопольным ведомством в 2012 году.

У сетевых компаний проблемы с ФАС Ленобласти не такие крупные. На втором месте по числу жалоб, по словам Глеба Коннова, стоит "ЛОЭСК", а его, в свою очередь, догоняет "Всеволожское предприятие электрических сетей". Но с их объемами работы тягаться с монополией "Ленэнерго" на нарушения практически невозможно. Общая сумма штрафов, наложенная на энергосетевых монополистов 47 региона за предыдущие 12 месяцев, составила более 15 млн рублей. Взыскать к концу года удалось только 9 миллионов.

ЖЕЛЕЗНАЯ НЕПРЕКЛОННОСТЬ РЖД

С ОАО "РЖД" антимонопольщики борются ожесточеннее, и зачастую ситуация оборачивается не в пользу проверяющих. "РЖД — это государство в государстве. Они, если честно, что хотят, то и делают", - отмечает Вадим Владимиров.

Уже и не сосчитать, сколько копий ФАС было сломано в противостоянии с Российскими железными дорогами. В судах различных инстанций и различных регионов страны рассматривались многомиллионные дела в отношении железнодорожного монополиста. Очень часто разбирательства тянутся годами, и в итоге РЖД выходят сухими из воды. В Ленинградской области антимонопольная служба пытается взыскать с компании порядка 40 млн рублей. Пока безуспешно.

"У нас несколько дел было возбуждено в отношении РЖД. Мы рассматривали вопрос доступа сторонних организаций к инфраструктуре общего пользования, а также вопрос тарифов на перевозку готовой продукции. И выявили непрозрачность процессов. Традиционно наши решения оспариваются. Мы пытаемся доказать свою правоту, хотя, конечно, возможности у РЖД достаточно серьезные, в том числе в судах", - поясняет заместитель руководителя областного УФАС Глеб Коннов.

В прошлом году у РЖД вышла заминка с ООО "Петротранс-Приморск", осуществляющим перевалку нефтепродуктов. Компания обратилась к Российским железным дорогам с просьбой присоединить свою ж/д ветку к сетям общего пользования, пустив ее от станции "Ермилово". По данным антимонопольной службы, РЖД выдало "Петротрансу" такие технические условия присоединения, которые фактически ставили крест на реализации всего бизнес-проекта. Ведь тогда железнодорожный монополист потребовал еще затратного ремонта части путей общего пользования.

При этом ОАО "РЖД", понятное дело, "считает свои действия по выдаче ООО "Петротранс-Приморск" технических условий на примыкание полностью обоснованными". "Технические условия на примыкание не могут не содержать работ по развитию инфраструктуры, так как ООО "Петротранс-Приморск" не просто просит выдать технические условия, а обуславливает просьбу о примыкании условием о перевозке по инфраструктуре определенного объема грузов", - комментируют в компании.

Мнение антимонопольщиков поддержала пока только первая судебная инстанция. Тринадцатый апелляционный арбитражный суд встал на сторону РЖД. Теперь в марте должна быть рассмотрена кассация УФАС.

Глеб Коннов уверен, что его надзорному ведомству все-таки удастся переломить "эту ситуацию с РЖД и начать выигрывать суды". Его начальник менее оптимистичен: за монополистами подчас стоят слишком серьезные личности и слишком большие деньги, чтобы проигрывать антимонопольным службам. А пока юристам ФАС ничего не остается, как скитаться по судам, доказывая свою правоту и пытаясь штрафовать мастодонтов на незначительные для них миллионы и десятки миллионов рублей.

Мария Бочко, 47News