Чиновники обсудили госзаказы со строителями

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

На минувшей неделе прошел первый семинар представителей Комитета государственного заказа Ленинградской области с представителями строительных компаний, где стороны обсудили наиболее проблемные моменты своего сотрудничества. Организаторы обещают, что такие встречи в будущем станут регулярными
 
Это был первый из шести семинаров, направленных на повышение квалификации специалистов строительного сообщества. Чиновники региона, представители Комитета государственного заказа Ленинградской области, руководители регионального УФАС, а также представители 
профсоюзов встретились со строителями и обсудили болевые точки отрасли. Семинар носил название «Типичные ошибки заказчиков и поставщиков. Обжалование. Практика осуществления контроля ФАС и надзорными органами» и прошел в режиме диалога со слушателями: после каждого доклада участники могли задать свои вопросы спикерам.
 
Новый закон не торопится
В первую очередь выступающие коснулись проблемы несовершенства Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Этот закон в последние годы много критикуют, но другого пока нет. Напомним, что второе чтение законопроекта «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», который должен прийти ему на смену, было намечено на 18 декабря, но позднее перенесено.
 
«Несмотря на то, что закон о федеральной контрактной системе был принят в первом чтении, дальнейшее его принятие, согласно нашей инсайдерской информации, затянется, – рассказал руководитель Ленинградского УФАС России Вадим Владимиров. – С ним будут задержки, будут изменения, потому что он неоднозначный, о нем есть много разных точек зрения. Поэтому в этом году точно, а возможно, и в следующем, мы продолжим работать по 94-му Федеральному закону».
 
Как отметил эксперт, одна из наиболее часто критикуемых особенностей нового закона состоит в том, что он довольно рамочный, и для его реализации потребуется не менее ста подзаконных актов. Принятие такого объема документов займет не один месяц, поэтому жить игрокам рынка придется с тем законом, что есть, – со всеми его недочетами. К тому же, как заметил заместитель председателя Комитета госзаказа Ленобласти Сергей Иванов, известно много примеров, когда первое и второе чтения говорят об одном, а в итоге получается совсем другой закон. «Мы уже начинали усиленно готовиться к новым условиям после первого чтения, но воз и ныне там, поэтому давайте успокоимся и подождем. Срок внедрения этого закона – 
минимум год, и пока неизвестно, с какого момента».
 
От критики нового закона эксперты перешли к критике существующего, 94-го Федерального закона. Практически все спикеры отметили его неточность и расплывчатость формулировок, из-за чего его невозможно однозначно трактовать и часто случаются разночтения. Более того, как отметила замначальника отдела организации торгов Комитета госзаказа Ленобласти Людмила Гуляева, этот закон часто вступает в противоречия с другими законами.
 
Ошибки и жалобы
Рассказали эксперты и о том, какие болевые точки есть у сегодняшнего рынка госзаказов. По словам Вадима Владимирова, большинство жалоб, поступающих в его ведомство, – это жалобы строителей: их не допускают к торгам, причем на основаниях, не предусмотренных законом. Жаркий спор по другой проблеме разгорелся прямо в ходе семинара: слушатель, представитель строительной компании, пожаловался на то, что баллы на конкурсах выставляются субъективно. Эксперты хоть и заметили, что процедура выставления баллов прописана в законе, где четко указаны критерии их выставления, но признали, что не всегда этот процесс закону следует.
 
Много проблем, отметила Людмила Гуляева, возникает и при формировании и размещении госзаказа. Заказчики не в полной мере прописывают техзадание, в итоге страдает качество проектно-сметной документации. Контракты расторгаются, документация исправляется, и процедура проводится снова. Также большая проблема сегодня, отметили эксперты, – это подача необоснованных жалоб, из-за которых приостанавливается заключение контракта.
 
Что касается ошибок участников конкурсов, то, по подсчетам Комитета госзаказа Ленобласти, около 80% ошибок происходит по невнимательности, 5% по неграмотности, и 15% – умышленные ошибки. К первой группе относятся случаи, когда заявки подписывает неуполномоченное лицо, прикладываются не те платежки, документы без приложений, игнорируется приписка «тысяч рублей» и прописываются лишние нули, в результате чего сумма многократно возрастает. Часто участники, аккредитованные год назад, не следят за своим статусом, который за прошедшее время они вполне могут утратить.
 
Умышленные ошибки – дело совсем другое. Здесь речь идет о поддельных нотариально заверенных копиях выписок, недостоверных сведениях о ранее исполненных контрактах и махинациях с перечислением денег. «Участники идут на уловки, прикладывают не все виды документов, промежуточные акты и документы, которые невозможно прочитать: нечитаемый шрифт или документ просто не открывается, – жалуется Людмила Гуляева. – Поскольку проверить предоставленные таким образом сведения невозможно, мы считаем, что этот документ не представлен вовсе».
 
Также эксперты прояснили вопрос с разбивкой и объединением заказов. «Если один крупный заказ разбивается на более мелкие заказы, это не является нарушением, – говорит начальник отдела контроля размещения госзаказа Ленинградского УФАС России Алексей Грецкий. – Мы воспринимаем это позитивно: чем больше участников, тем выше конкуренция. Если же заказчик объединяет несколько похожих заказов в один крупный, то и это не нарушение. Правда, в этом случае при определенных обстоятельствах ситуацию можно рассматривать как ограничение конкуренции».
 
Давали эксперты строителям и советы. Например, на семинаре много говорилось о том, как искать информацию на сайте ведомства и как пользоваться электронными площадками. А Вадим Владимиров призвал строителей пользоваться в работе не только 94-ФЗ, но и 135-ФЗ «О защите конкуренции», в 17-й статье которого и сформулированы антимонопольные требования к торгам. Если обратиться к этому закону постфактум, отметил эксперт, торги отменены не будут, но строитель тем самым внесет вклад в становление системы честных торгов и накажет недобросовестных заказчиков.
 
Вадим Владимиров также отметил, что законодательство несовершенно и его, безусловно, нужно совершенствовать, но также призвал участников рынка не бездействовать, а инициировать свои идеи, подключать все сферы гражданского общества и использовать все рычаги. От власти, обеспокоенной проблемами иностранных агентов и пропаганды ЛГБТ-сообщества, добавили участники дискуссии, решений ждать можно очень долго.