Вадим Владимиров: "Нарушения ведут к увеличению рисков"

 

Чтобы реализовать проект, строителям надо его рекламировать, привлекая внимание граждан. И вот тут они попадают в поле зрения контролеров из ФАС. О специфике антимонопольного контроля, о типичных нарушениях и методах борьбы с ними мы беседуем с руководителем Управления ФАС по Ленинградской области Вадимом Владимировым.

– Чем занимается УФАС Ленобласти, какие задачи и направления работы вы считаете приоритетными?

– Задачи Управления ФАС по Ленобласти: контроль и надзор за исполнением законов о защите конкуренции (ФЗ‑135), о естественных монополиях (в той части, которая касается соблюдения антимонопольного законодательства, например - подключения к сетям). Важный момент — закон о рекламе. Кроме того, есть еще законы о торговле (в части, касающейся требований к размещению торговых объектов), об иностранных инвестициях и так далее.

Если же говорить о рынках недвижимости, то в первую очередь нас занимает предоставление участков посредством торгов. Это, к сожалению, весьма запущенное хозяйство. Все, что предоставляется без аукционов, также попадает под наше пристальное внимание, потому что это неэффективно, это не только нарушает принципы конкуренции, но и нередко несет в себе угрозу коррупции.

Ну и конечно, госзаказ. В этом году на смену 94‑ФЗ придет закон о Федеральной контрактной системе. Однако в существующем виде он требует принятия примерно сотни подзаконных актов. Если его введут в действие, придется либо срочно принимать эти акты, либо (что еще хуже) действовать, руководствуясь революционным правосознанием. Есть еще 223‑й закон — о закупках товаров и услуг госкорпорациями, ГУПами, МУПами и так далее.

– Строительство — самая быстрорастущая отрасль в регионе. Какие нарушения типичны?

– Если говорить о законодательстве о рекламе, то типичные нарушения — сокрытие информации о проектной документации, предоставление недостоверных сведений в рекламных объявлениях, скрытая реклама финансовых услуг. Например, в объявлении о продаже жилья ипотека упомянута и даже ставка указана, однако номер банковской лицензии и другие условия кредитования не названы. А в 38-ФЗ «О рекламе» довольно жесткий список требований.

– Но если у застройщика заключены соглашения с десятью банками, он должен приводить в своей рекламе десять лицензий?

– С точки зрения законодательства — именно так. Надо просто четко разобраться, что вы рекламируете — продаваемое жилье или финансовые услуги.

В последнее время все более острой становится проблема рекламирования объектов, не имеющих разрешения на строительство, или тех, у которых разрешение приостановлено.

– А если застройщик продает паи в кооперативе?

– Будем смотреть, как он это делает. Если кооператив строит многоквартирный дом, тогда такое объявление нарушает статью 28 (не допускается реклама, связанная с привлечением денег для строительства жилья, за исключением случаев, описанных в 214‑ФЗ). Здесь нужны проверки, контрольно-надзорные мероприятия. 90% случаев — это пограничные ситуации, всегда есть какие-то «но», «если» и так далее.

– Застройщики стремятся начинать продажи как можно раньше. При этом большинство из них получит все положенные документы — просто у нас это очень небыстрый процесс. Насколько серьезны санкции? Насколько им выгодно быть законопослушными?

– Есть закон, его нужно соблюдать. И у строителей, и у СМИ, в которых размещается реклама, есть свой интерес. Нарушения ведут к увеличению рисков. Я полагаю, наших полномочий достаточно, чтобы сделать такую деловую практику — когда продажи начинаются еще до юридического оформления проекта — невыгодной. Вплоть до приостановки проекта. Надо учитывать имиджевые потери нарушителей — мы стараемся максимально широко оповещать о выявленных нарушениях и применяемых санкциях.

В петербургской практике широко известна история взаимоотношений компаний ЛЭК и НДВ; более полумиллиона штрафа пришлось выплатить НДВ СПб, и в конце концов договор был расторгнут — полагаю, не без влияния санкций, наложенных петербургским УФАС.

– Администрация Ленинградской области сейчас пытается ввести стихийный рост строительства в цивилизованное русло…

– Мы также в этом заинтересованы. Возможно, наших полномочий именно в этой сфере недостаточно, чтобы переломить ситуацию. Будем работать вместе с Комитетом по госстройнадзору, вместе с администрацией. Здесь нужна координация действий. Для нас очевидны два направления: контроль за соблюдением правил конкуренции в момент предоставления участков и борьба с недостоверной, недобросовестной рекламой.

– Накоплена ли достаточная практика, чтобы уверенно судить о правильной или неправильной рекламе?

– Конечно. В этом направлении мы работаем уже более трех лет. И закон о рекламе достаточно формализован. Эта информация необходима: преследуя, например, ненадлежащую рекламу финансовых услуг, мы защищаем граждан от участия в финансовых «пирамидах».

– Будете ли бороться с практикой возведения многоквартирных домов на участках ИЖС?

– В Петербурге есть список «неправильных» адресов, можно сверяться с ним и отслеживать незаконную рекламу. В Ленобласти такого реестра пока нет. И нужна четкая юридическая оценка: что можно, а чего нельзя. Мы пока изучаем тему: что такое коттеджный поселок, входит ли такой комплексный объект в категорию «жилищное строительство»…

– А ваше ведомство может четко сформулировать свою позицию, какая реклама легитимна, какая вводит в заблуждение?

– Мнение-то по этим вопросам у нас есть, но вот вправе ли мы как чиновники его обнародовать, выходя за рамки ситуации по конкретному объекту… Но поскольку это необходимо для информирования граждан — наверное, вы правы, и мы будем давать такие рекомендации. По сути это профилактика нарушений…

– Какие конфликты возникают в сфере госзаказа, какие ситуации попадают в поле зрения вашего ведомства?

– Чаще всего — жалобы на документацию, на то, что конкурсные документы не позволяют полностью определить потребности заказчика. Например, какие материалы можно использовать для строительства, иногда — и объемы не ясны. Еще — неправомерное отклонение заявок, когда кого-то из участников снимают с конкурса под надуманным предлогом. Чтобы выиграл кто нужно, а не кто попало. Здесь тоже нужно наводить порядок. Впрочем, отчасти причины проблем по строительным госзаказам в том, что деньги по федеральным программам выделяют под конец года, иногда — внезапно.

«НП» досье

Родился в 1963 году в г. Ломоносове. Закончил Ленинградское Суворовское военное училище с золотой медалью, затем — Киевское ВВМПУ и Военный университет (по специальности «Психология»). Кандидат психологических наук, в 2005 году защитил диссертацию по проблемам межгрупповых отношений (социальная психология). Прошел профессиональную переподготовку в Российской академии государственной службы. В 2013 году закончил Северо-Западный филиал Российской академии правосудия по специальности «юриспруденция».

Служил на различных должностях политсостава на Ленинградской военно-морской базе; после окончания Военного университета был направлен на Северный флот, где служил до 1999‑го в должности заместителя командира большой атомной подводной лодки «Псков».

С 2000 года — помощник депутата Государственной Думы Игоря Артемьева. В 2005–2007 гг. — заместитель начальника управления территориальных органов, кадров и государственной службы ФАС России.

В 2004–2008 годах преподавал, разработал авторские курсы реинжиниринга бизнес-процессов, антикризисного управления, бизнес-планирования, риск-менеджмента, коммуникаций в системе госслужбы и др.

В июле 2008‑го назначен руководителем Ленинградского УФАС России. Ведет блог в ЖЖ и страничку в Твиттере.

Женат, имеет сына и двух дочерей.