Энергетика: что послужит катализатором развития конкуренции?

 

По итогам 2012 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области отметило двукратное увеличение  выявленных нарушений Закона «О защите конкуренции». «Рекордсмены» – электросетевые организации, на действия которых буквально ежедневно жалуются и граждане, и юридические лица. О том, какие проблемы существуют  в сфере антимонопольного регулирования на энергорынке и что может послужить драйвером для развития конкуренции в сетевом комплексе, рассказывает заместитель руководителя Ленинградского УФАС России Глеб Николаевич Коннов.

Количество жалоб на электросетевые компании Ленинградской области возросло. Каковы причины такого роста и список топ-нарушений?

– Фактически мы столкнулись с ситуацией, когда сетевые организации на протяжении нескольких лет (2010−2012 гг.) не выполняли в полном объеме обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей. В основном речь идет о гражданах, направивших заявки на подключение к электросетям мощности до 15 кВт для своих садоводческих построек либо индивидуальных жилых домов.

Это так называемая льготная категория заявителей, которая оплачивает сетевой организации всего 550 рублей за присоединяемую мощность, остальные средства сетевая организация должна получать, привлекая другие источники, – в том числе  средства от оказываемых ею услуг по передаче электроэнергии, затраты по которым компенсируются тарифом.

Однако, по мнению сетевых организаций (такое мнение в первую очередь  высказывает   ОАО «Ленэнерго»), резкий рост количества поданных заявок на фоне перехода к иному порядку установления тарифов на передачу электроэнергии и платы за технологическое присоединение образовали дефицит денежных средств в бюджете сетевой организации. Компания прекратила заключение договоров с подрядными организациями, многие договоры с заявителями оказались не выполнены в установленные этими договорами и Правилами, утвержденными Правительством РФ, сроки − шесть  месяцев.

Если раньше мы рассматривали жалобы заявителей на действия сетевых организаций, выразившиеся в навязывании не предусмотренных законодательством различных дополнительных требований к заявителям (в частности, выполнение некоторых работ за счет заявителя), то сегодня в основном это просто неисполнение договоров.

И в чем Вы видите источник проблем?

– Самая большая проблема для всех участников рынка: субъектов электроэнергетики региона (сбытовых и сетевых организаций), потребителей услуг и контрольных органов – это нестабильность правового поля, постоянно меняющееся законодательство, что объективно не позволяют соблюдать правила игры и вырабатывать стратегию. При этом нельзя сказать, что правовое поле у нас развивается, прогрессирует, – скорее наблюдается шатание и шараханье.

Назовите, пожалуйста, наиболее острые вопросы в сфере антимонопольного регулирования и контроля на рынках электрической энергии в Вашем регионе?

– Особенностью Ленинградской области во многом является то, что одна из крупнейших сетевых организаций осуществляет свою деятельность одновременно в двух субъектах РФ. При этом такая деятельность, как известно, подлежит не только антимонопольному, но и государственному тарифному регулированию, а подходы тарифных органов в регионах зачастую не совпадают, формирование финансов под инвестпрограммы производится по-разному. Да и другие смежные сетевые организации являются технологически связанными и находятся в одном экономическом поле, а тарифные условия отличаются.

В то же время антимонопольный подход заключается в единстве экономического пространства и единообразии правил хозяйствования.

По заверению ряда участников регионального рынка электроэнергии, некоторые решения на федеральном уровне, например по работе на оптовом рынке, на  регионе отражаются весьма негативно. Кроме того, отказ от расчета числа часов использования мощности резко обострил вопрос с размером сбытовой надбавки гарантирующим поставщикам, увеличилась составляющая неплатежей за потребленную электрическую энергию, сбытовые компании в отношениях с сетевыми компаниями лишились права выбирать наиболее выгодный сетевой тариф, возникли и другие вопросы.

Какие шаги, на Ваш взгляд, могут послужить катализатором развития конкуренции в энергетике как на уровне Ленинградской области, так и на федеральном уровне?

– Вопрос конкуренции в сфере электроэнергетики − вопрос концептуальный, борьба за отдельного клиента у энергетиков если и происходила, то не без нарушений…

Простых рецептов нет. Либо энергетика − это бизнес, либо вспомогательная отрасль для других направлений хозяйственной деятельности, а также социальный фактор. Государству давно пора определиться… Модернизация отрасли потребует огромных инвестиций. За чей счет? Опять население и бизнес? Однажды реформа уже была оплачена из их кармана.

Глеб Николаевич, а как обстоят дела в части адвокатирования конкуренции в электроэнергетической отрасли в УФАС по Ленинградской области?

– Проводим мероприятия информационно-аналитического характера: семинары, круглые столы. В рамках этих мероприятий общаемся с профессиональным сообществом, а не только в судах и на комиссиях. Информируем о деятельности через открытые источники: СМИ, Интернет. В общем адвокатируем.

 

Интервью опубликовано в журнале "КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО" № 2, 2013 (март-апрель)