РУКОВОДИТЕЛЬ УФАС ПО ЛЕНОБЛАСТИ ВАДИМ ВЛАДИМИРОВ: «НАД МОНОПОЛИСТАМИ ОДЕРЖИВАЕМ ОДНУ ПОБЕДУ ЗА ДРУГОЙ»

В преддверии Дня образования Ленинградской области об итогах работы, планах, перспективах рассказывает руководитель УФАС России по Лен-области Вадим Владимиров.
– Вадим Валерьевич! Что можно сказать о динамике нарушений антимонопольного законодательства? Какова статистика за 2012 год?
– Заявлений от граждан и юридических лиц к нам в управление приходит много, и основная их масса приходится на деятельность так называемых естественных монополистов, в частности энергоснабжающих компаний.
А что касается статистики, то по основному направлению нашей деятельности – защите конкуренции – в 2012 году мы выявили 113 нарушений антимонопольного законодательства, что в два раза выше уровня 2011 года. Эта цифра не включает нарушения законодательства о госзаказе.
– А как обстоят дела со штрафами?
– Всего в 2012 году было наложено штрафов на общую сумму более 67 миллионов рублей. Самый крупный штраф (более 44 миллионов) был наложен на ОАО «РЖД». 
Собрали же мы в 2012 году 13,7 млн рублей штрафов. Причем почти половину этой суммы составляет штраф в 6,8 миллиона рублей, который был оплачен ОАО «Ленэнерго». 
Здесь хочется отметить, что, привлекая к ответственности энергетиков, мы, конечно, отстаиваем нарушенные права граждан, но к защите конкуренции эти действия имеют мало отношения. Эта работа относится к сфере контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, которым сложно перейти в состояние свободного рынка. И далеко не все проблемы здесь решаются антимонопольными средствами: есть тарифное регулирование, налоговое и т.д.
Но мы не только штрафуем. Хорошо зарекомендовал себя механизм предупреждений и предостережений. Более 70% предупреждений, выданных нами в 2012 году, исполнено, и это очень хорошая динамика.
– Получается, что энергетики «сделали план» управлению по штрафам?
– Получается так, а что делать? Кстати, получить эти штрафы с энергетических компаний не так-то просто. Они обжалуют все наши решения. Но в судебных тяжбах чаще всего выигрывает антимонопольная служба.
Правда, бывают и странные ситуации. Например, в конце 2012 года Ленэнерго заплатило штраф в 6,8 миллиона рублей, а затем оспорило его в суде. Допустим, суд снизил бы сумму штрафа, и как бы мы тогда возвращали нарушителю уплаченные им деньги?
– В таком случае, есть ли шанс получить с РЖД штраф в более чем 44 миллиона?
– История там такая. Чтобы нарастить грузооборот морской гавани, «Петротранс-Приморск» решил добровольно и за свой счет проложить железнодорожную ветку из порта Приморск к железнодорожным путям общего пользования. Однако РЖД неправомерно навязывают выполнение дополнительных работ на путях общего пользования. Инвестору это невыгодно, так как обошлось бы в огромную сумму, и он не готов к таким расходам. Во всех судебных инстанциях мы победили железнодорожников и доказали незаконность действий РЖД. Теперь же РЖД обжалуют размер штрафа. В результате дело затягивается. 
Наше управление работает уже почти пять лет, и, повысив профессионализм сотрудников, мы одерживаем над монополистами одну победу за другой. Но суды решают на основании закона и по внутреннему убеждению, а по внутреннему убеждению суд может снизить штраф с 44 миллионов до 100 тысяч.
– Какие еще нарушения выявляются?
– Например, в 2012 году было выявлено 40 нарушений на рынке операций с недвижимым имуществом: органы местного самоуправления сдают объекты коммунальной инфраструктуры без торгов. Чаще всего незаконно сдаются в аренду объекты, относящиеся к теплоснабжению населенных пунктов. Обычно администрации оправдываются и говорят, что тепловые сети никому не нужны, так как находятся в плачевном состоянии. Но закон надо соблюдать, а значит, в любом случае торги должны проводиться.
Всего же в 2012 году должностным лицам органов власти выдано 28 постановлений о назначении административных наказаний на сумму 405 тысяч рублей. Сумма оплаченных штрафов составляет 362 тысячи рублей. 
Но самое сложное – это выявить картельное соглашение. Картель – антиконкурентное соглашение хозяйствующих субъектов, которое может привести к разделу рынков и росту цен. Да и наказание здесь очень серьезное: вплоть до лишения свободы сроком до семи лет. Но вынужден констатировать тот факт, что заявления по картельной статье крайне редки.
Одно из интересных дел прошлого года, которое было отмечено и ФАС России, – это концессия на кладбище. В Бокситогорске индивидуальный предприниматель, взяв у городской администрации городское кладбище в концессию, не давал там работать другим хозяйствующим субъектам, которые могли бы оказывать услуги по оформлению могил, оказанию ритуальных услуг и т.д. Мы установили в таких действиях нарушение и отстояли наше решение в судах. 
– Что происходит с госзакупками?
– В 2012 году в Ленинградское УФАС России поступило всего 665 жалоб на действия заказчика, из них более 40% признаны необоснованными. Выявлено 23 недобросовестных поставщика, которых мы занесли в соответствующий реестр. 
Сумма уплаченных должностными лицами штрафов по нарушению 94-ФЗ составляет более 2,7 миллиона рублей, а это почти 60% от суммы наложенных штрафов. Отмечу, что по сравнению с 2011 годом сумма уплаченных штрафов возросла в 2 раза. 
В прошлом году нашим управлением наложен и самый большой штраф на одно должностное лицо. По сумме 13 дел бывший председатель Комитета по дорожному хозяйству Ленобласти должен выплатить в бюджет Российской Федерации 650 тыс. руб. Все эти штрафы наложены за заключение контрактов на ремонт дорог без проведения конкурсов. Наши постановления были обжалованы в судах и суды подтвердили нашу правоту.
Правда, бывает, что суд освобождает должностное лицо от ответственности из-за малозначительности совершенного правонарушения. Взять, например, бывшего руководителя ГКУ Управления строительства. Он заключил без проведения торгов несколько контрактов на общую сумму, превышающую 100 миллионов рублей, и в итоге отделался устным замечанием. Мы решения судов уважаем, выполняем, но иногда внутренние убеждения, на основе которых они принимались, нам не очень понятны.
– А проводятся ли проверки?
– У нас есть и плановые, и внеплановые проверки. С графиком плановых проверок на 2013 год все желающие могут ознакомиться на нашем сайте.
С внеплановыми проверками пока тяжеловато, так как у нас работает всего 33 человека, а фактически антимонопольной деятельностью занимаются около 20 человек.
В последнее время мы очень тесно взаимодействуем с прокуратурой Ленобласти. Сотрудники отдела контроля размещения государственного заказа Ленинградского УФАС очень часто выезжают на проверки совместно с работниками прокуратуры.
– Какие задачи предстоит решить в ближайшей перспективе?
– Задач перед УФАС стоит много. Одной из глобальных, в данный период времени, является реализация плана мероприятий Дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», которую в конце прошлого года приняло Правительство РФ. На федеральном уровне многие из мероприятий Дорожной карты уже выполнены или находятся в высокой стадии готовности. Например, в сфере авиационных перевозок были приняты принципиальные решения Правительства РФ о допуске иностранных лоукостеров на российский рынок, о создании альтернативных топливно-заправочных комплексов в аэропортах, что должно стимулировать конкуренцию и как следствие – приводить к снижению цен. Также приняты решения о либерализации межправительственных соглашений, предусматривающих допуск на линии новых перевозчиков. Новые правила уже действуют в отношении перевозок между Россией и Италией, Россией и Францией, что должно позитивно сказаться на ценах на авиабилеты в эти страны. В перспективе решение вопросов, связанных с мобильными операторами.
Стоит задача по решению проблемы технологического подключения к электрическим сетям, но, как уже было сказано, простого и быстрого решения данного вопроса быть не может. УФАС по Ленобласти продолжит содействие развитию конкуренции на товарных рынках и в сфере услуг, а также ужесточит контроль над торговлей. Во многом снизить нарушения законодательства в сфере размещения госзаказа позволит поэтапный переход к федеральной контрактной системе, когда и заказчик, и исполнитель несут ответственность за результат выполненного контракта, а не только за соблюдение процедур.
Если говорить о локальных задачах и человеческом капитале, то в планах нашего управления если не перегнать, то хотя бы догнать показатель 2012 года – в количестве пяти новорожденных детей наших сотрудников. Но на момент подготовки настоящего материала никто из сотрудников не доложил о той или иной степени готовности к решению этой важнейшей задачи. Возможно, пока скрывают.
В заключение хочу заметить, что все желающие могут записаться к руководителю управления или к его заместителю на прием; сделать это можно по телефону (812) 274 30 70. Кроме того, все ваши сообщения следует направлять почтой по адресу: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, а также на электронный адрес управления: to47@fas.gov.ru. Дополнительную информацию о нашей деятельности вы можете найти на нашем сайте www.lenobl.fas.gov.ru.

НАША СПРАВКА
Антимонопольные органы являются одними из важнейших в экономико-правовом блоке федеральных органов исполнительной власти. 
За время своего существования Федеральный антимонопольный орган несколько раз изменял свое название и статус в системе органов исполнительной власти, при этом обладая разными объемами полномочий и выполняя задачи и функции, не всегда связанные только с защитой конкуренции. 
По сравнению со своими предшественниками Федеральная антимонопольная служба России имеет четкие контрольно-надзорные функции.
Основные задачи и цели федерального антимонопольного органа в настоящее время определяются Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 
Усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.
Руководитель ФАС России – Артемьев Игорь Юрьевич. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (сокращённое название - Ленинградское УФАС России) создано 1 июля 2008 года в соответствии с приказом ФАС России от 03.06.2008 № 196 путём разделения бывшего Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на два самостоятельных управления: Санкт-Петербургское и Ленинградское. Руководителем Ленинградского УФАС России приказом ФАС России 7 июля 2008 года был назначен Владимиров Вадим Валерьевич.
Официально Ленинградское УФАС России приступило к исполнению своих полномочий с 1 октября 2008 года.