РЕШЕНИЕ по делу № 610-05-712-А/14

Номер дела: № 610-05-712-А/14
Дата публикации: 18 ноября 2014, 12:24

14.10.2014  № Р/05/508

Генеральному директору

ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область»

ул. Пинегина, д.4,

Санкт-Петербург, 192148

факс: 703-19-49

e-mail: office@gazprom-lenobl.ru

(ответчик)

Л.

д. Пеники, Ломоносовский район,

Ленинградская область, 188530

(заявитель)

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 610-05-712-А/14

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                     г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения -  30.09.2014

Дата изготовления решения в полном объеме -    14.10.2014

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Коннова Г.Н.

- заместителя руководителя, председателя Комиссии;

Акбашева Д.И.

 

Исаченко А.Н.

 

- главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий, члена Комиссии;

- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,

в присутствии представителей:

ответчика - заместителя начальника юридической службы ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (доверенность от 18.07.2014 № 03-07) заместителя главного инженера ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (доверенность от 09.06.2014 № 06-06),

в отсутствие заявителя, уведомленного надлежащим образом,

рассмотрев материалы дела № 610-05-712-А/14, возбужденного по признакам нарушения ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (далее - ОАО «Газпром ГРЛО») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А :

I.                  Основанием для возбуждения дела № 610-05-712-А/14 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (далее - ОАО «Газпром ГРЛО», Ответчик) послужило поступившее (вх. от 12.02.2014 № 712) заявление гр. Л. (представитель гр. З.) с жалобой на действия ОАО «Газпром ГРЛО», выразившиеся в прекращении газоснабжения объекта заявителя, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Бронинская волость, д. Пеники.

Также, по информации заявителя, ОАО «Газпром ГРЛО» обязывает потребителей газа, проживающих в д. Пеники, заключать договоры на техническое обслуживание газопроводов высокого и низкого давлений и газорегуляторных пунктов (ГРП), что, по мнению заявителя, является неправомерным, так как потребители газа не являются собственниками данных газопроводов.

В действиях ОАО «Газпром ГРЛО», выразившихся в заключении с гр. Л. (далее также - Заявитель) договора на технического обслуживания газораспределительной сети, и во взимании платы с заявителя гр. Л., являющегося физическим лицом, по договору технического обслуживания газораспределительной сети, посредством которой осуществляется газоснабжение объектов заявителя, что ущемляет интересы заявителя, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения полученных документов и информации было принято решение о возбуждении в отношении ОАО «Газпром ГРЛО» дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, о чем был издан приказ Ленинградского УФАС России от 31.07.2014 № 223.

II.              В ходе рассмотрения дела Комиссией Ленинградского УФАС России установлено следующее:

По информации Заявителя, 27.12.2013 в результате аварии газоснабжение жителей д. Пеники было прекращено, при этом диспетчерская служба филиала ОАО «Газпром ГРЛО» в г. Кингисепп утверждала, что газоснабжение будет восстановлено только после заключения всеми потребителями газа договора на техническое обслуживание газопроводов высокого и низкого давлений и газорегуляторных пунктов (ГРП), в итоге газоснабжение потребителей было восстановлено только 30.01.2014.

Ленинградским УФАС России в адрес ОАО «Газпром ГРЛО» был направлен запрос «О предоставлении информации» (исх. от 07.05.2014 № 05/1518), в ответ на который ОАО «Газпром ГРЛО» письмом от 14.05.2014 № 2/15-2450 (вх. 16.05.2014 № 2616) сообщило, что уведомление об отключении газоснабжения ОАО «Газпром ГРЛО» не направлялось, поскольку отключение имело аварийный характер.

Газопровод, посредством которого подаётся газ заявителю, построен в 2000 году на средства инициативной группы граждан под председательством Г. (всего 24 человека). Акт о приемке законченного строительного объекта системы газоснабжения подписан представителями заказчика - Г. и В.

По мнению ОАО «Газпром ГРЛО», право собственности на вновь созданный объект должно было возникнуть у членов инициативной группы, являющейся заказчиком строительства (ст. 218 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ). При этом, учитывая множественность лиц на стороне заказчика, право долевой собственности на Газопровод возникает у членов инициативной группы (п.п. 1-4 ст. 244 ГКРФ).

Собственник в соответствии со ст. 210 ГК РФ несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. В отношении газопроводов в соответствии с требованиями Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Госгортехнадзора № 9 от 18.03.2003) должно проводиться техническое обслуживание в порядке и с периодичностью, установленными Правилами. Выполнение технического обслуживание газопровода осуществляется на основании возмездного договора.

Общество не располагает сведениями о государственной регистрации права собственности на Газопровод.

По вопросу правомерности взимания платы за техническое обслуживание сетей газораспределения с гр. Л. и других потребителей газа со ссылкой на нормативные правовые акты, подтверждающие данную позицию, ОАО «Газпром ГРЛО» предоставило следующую информацию. Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Между ОАО «Газпром ГРЛО» и заявителем заключен договор № 379 от 01.01.2014 о техническом обслуживании. Пункт 2.2.5. договора содержит обязанность заявителя по оплате оказываемых ОАО «Газпром ГРЛО» услуг. Положения ст. 307 ГК РФ предусматривают, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В связи с чем, ОАО «Газпром ГРЛО» считает взимание платы за техническое обслуживание правомерным и обоснованным.

Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69) определены правовые, экономические и организационные основы в области газоснабжения в Российской Федерации, а к полномочиям Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в области газоснабжения отнесены правила поставки газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности систем газоснабжения. В соответствии с Законом № 69 постановлением уполномоченного органа Федерального горного и промышленного надзора России от 18.03.2003 № 9 (зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2003 рег. № 4376) утверждены Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления (далее по тексту - ПБ 12-529-03).

Разделом 1 ПБ 12-529-03 установлено:

- техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (технического устройства) при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании;

- ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий (газопроводов и сооружений) и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей,

- эксплуатационная (газораспределительная) организация газораспределительной сети (ГРО) специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация - собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией - собственником сети договор на ее эксплуатацию.

Согласно пункту 4.3. ПБ 12-529-03 к опасным производственным объектам относится - газораспределительная сеть поселений, сеть распределительная межпоселковая, в том числе здания и сооружения, эксплуатация которых осуществляется одной газораспределительной организацией, а также объекты газопотребления промышленных, сельскохозяйственных и других производств.

Императивные нормы пункта 5.1.1. ПБ 12-529-03 предписывают организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления неукоснительно соблюдать положения Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, иметь договоры с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств.

Таким образом, гр. Л. является физическим лицом, выступающим на рынке услуг газоснабжения в качестве покупателя (потребителя) услуг газоснабжения и не вправе заниматься технической эксплуатацией объектов газового хозяйства.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности естественных монополий.

ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (ИНН 4700000109, КПП 472050001, 188218, Ленинградская область, Ломоносовский район, пос. Новоселье, здание административного корпуса, нежилое, литер А, А1) оказывает услуги по транспортировке природного газа потребителям, осуществляет техническую эксплуатацию магистрального трубопроводного транспорта, систем газопотребления и газораспределения, осуществляет подключение новых потребителей к газораспределительным сетям, является субъектом естественной монополии.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О защите конкуренции» признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Положения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» накладывают запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением, выраженных в действиях, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

III.    Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и объяснения сторон по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком строительства газопроводов к жилым домам в д. Пеники по проектным работам выступало МО «Ломоносовский район» в соответствии с распоряжением главы МО «Ломоносовский район» от июня 1999 № 232-р.

В Комиссию не представлены доказательства того, что заказчиками и плательщиками по договорам с подрядными организациями, при проведении работ по газификации жилых домов и подключении их к газораспределительным сетям выступали жители 27 жилых домов п. Пеники Ломоносовского района.

Соответственно, отсутствуют доказательства того, что жители жилых домов п. Пеники оплачивали работы по строительству объектов газового хозяйства (наружные газопроводы, ГРШП), являющихся частью газораспределительной сети.

Права собственности на вновь созданные объекты жителями жилых домов п. Пеники не оформлялись.

Заявитель в целях получения услуги газоснабжения (покупки газа) при заключении договора с поставщиком газа обязаны представить заключенный со специализированной газораспределительной организацией договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО).

ОАО «Газпром ГРЛО» единственная специализированная газораспределительная организация на территории Ломоносовского района Ленинградской области, которая вправе осуществлять деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования жителей и заключать договоры на ТО ВДГО в соответствии с Правилами № 549.

В состав ВДГО не входит газораспределительная сеть, в том числе подводящие газопроводы-вводы.

Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительной сети является составной частью деятельности по технической эксплуатации газораспределительной сети.

Указанную деятельность вправе осуществлять по поручению собственника газораспределительной сети любые, имеющие соответствующие лицензии, организации.

Единственной организацией, которая на территории Ломоносовского района Ленинградской области осуществляет деятельность по технической эксплуатации газораспределительной сети, к которой подключены индивидуальные жилые дома заявителей, является ОАО «Газпром ГРЛО».

Заявитель для приобретения газа по договорам с поставщиком газа, не обязан заключать какие-либо договоры, регулирующие техническое обслуживание газораспределительной сети.

Отсутствие у потребителей газа договора с организацией, осуществляющей техническое обслуживание газораспределительной сети, не может являться основанием для прекращения подачи газа потребителю.

Утверждение представителей ОАО «Газпром ГРЛО» о том, что акт о приемке законченного строительного объекта системы газоснабжения п. Пеники Ломоносовского района 27 жилых домов от августа 2000 года подписан представителями заказчика - Г. и В. (письмо ОАО «Газпром ГРЛО» от 14.05.2014 № 2/15-2450) не состоятельно ввиду того, что под указанным актом стоит подпись председателя комиссии - Г., с неразборчивой печатью, что не может свидетельствовать о том, что председателя комиссии - Г. являлся представителем именно инициативной группы граждан – жителей п. Пеники, подпись же В. вовсе отсутствует.

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности требований ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» о заключении с гр. Л. и другими жителями п. Пеники (физическими лицами), не являющимися собственниками газораспределительной сети, посредством которой осуществляется газоснабжение объектов потребителей, договора на техническое обслуживание данной газораспределительной сети, что приводит к оплате потребителями услуг, предусмотренных данным договором, ущемило интересы гр. Л., и, таким образом, указанные действия ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с подпунктом (к) пункта (2) части 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Определениями об отложении рассмотрения дела № 610-05-712-А/14 (исх. от 27.08.2014 № О/05/3075-381, от 23.09.2014 № О/05/3457-431) ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» вменялось представить в Ленинградское УФАС России договоры на техническое обслуживание газораспределительных сетей, заключенные ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» с гражданами, проживающими в д. Пеники, за 2012-2014 гг. и сведения о размере денежной суммы, оплаченной физическими лицами за техническое обслуживание газораспределительных сетей в д. Пеники, за 2012-2014 гг. с приложением платежных документов. В ответ ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (исх. от 12.09.2014 № 2/15-4622, от 29.09.2014 № 2/15-4961) направило договоры и платежные документы, согласно которым между ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (также ранее – ОАО «Леноблгаз») и с физическими лицами, жителями п. Пеники Ломоносовского района заключены договоры на техническое обслуживание газораспределительной сети и оплачены услуги по ним в следующих размерах: с К. договор № 432 от 2012 г. - 6600,00 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,78 р.; с С. договор № 430 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с И. договор № 418 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с Р. договор № 421 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с М. договор № 420 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с Л. договор № 422 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с Г. договор № 110 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с Ч. договор № 417 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с К. договор № 161 от 2013 г. - 7263,97 р. в т.ч. НДС(18%) - 1108,06 р.; с Л. договор № 162 от 2013 г. - 7263,97 р. в т.ч. НДС(18%) - 1108,06 р.; с А. договор № 548 от 2013 г. - 7263,97 р. в т.ч. НДС(18%) - 1108,06 р.; с К. договор № 556 от 2013 г. - 7263,97 р. в т.ч. НДС(18%) - 1108,06 р.; с Ч. договор № 550 от 2013 г. - 7263,97 р. в т.ч. НДС(18%) - 1108,06 р.; с И. договор № 375 от 2014 г. - 7503,53 р. в т.ч. НДС(18%) - 1144,61 р.; с Л. договор № 379 от 2014 г. - 7503,53 р. в т.ч. НДС(18%) - 1144,61 р.; с Щ. договор № 363 от 2014 г. - 7503,53 р. в т.ч. НДС(18%) - 1144,61 р.; с А. договор № 369 от 2014 г. - 7500, р. в т.ч. НДС(18%) - 1144,07 р.;

Однако Комиссией было установлено, что платежные документы представлены не ко всем договорам, заключенным с гражданами-потребителями, отсутствуют платежные документы к договорам на техническое обслуживание газораспределительных сетей: за 2012 г. № 423 (В.), № 434 (В.), № 436 (С.), № 437 (Ш.); за 2013 г. № 163 (М.), № 164 (П.), № 167 (Р.), № 172 (Ч.), № 551 (В.), № 552 (В.); за 2014 г. № 367 (Ч.), № 370 (Ч.), № 376 (К.).

В письме ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (исх. от 29.09.2014 № 2/15-4961) пояснило, что данные граждане не оплачивали техническое обслуживание газораспределительных сетей в нарушение заключенных договоров.

На основании вышеизложенного, ОАО «Газпром ГРЛО» неправомерно взыскало с жителей п. Пеники Ломоносовского района денежную сумму в размере суммы всех платежей по договорам за 2012-2014 гг., заключенным с гражданами в размере – 119110,56 рублей. В соответствии с пп. (к) п. (2) ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, с учетом уже взысканного в бюджет НДС(18%) - в размере – 18169,43 рублей, подлежит уплате в Федеральный бюджет сумма 100941 рублей 13 коп., полученная ОАО «Газпром ГРЛО» с нарушением действующего законодательства

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А :

1.                 Признать в действиях ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область», выразившихся в заключении с гр. Л. и другими жителями п. Пеники (физическими лицами), не являющимися собственниками газораспределительной сети, посредством которой осуществляется газоснабжение объектов потребителей, договора на техническое обслуживание данной газораспределительной сети, что привело к оплате потребителями услуг, предусмотренных данным договором, что ущемляет интересы потребителей, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.                Выдать ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

3.                Передать материалы дела № 610-05-712-А/14 уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                         

 

 

Члены Комиссии:                                                                    

                                                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 11071 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 610-05-712-А/14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11071 [type] => solution [language] => ru [created] => 1416302833 [changed] => 1416478467 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1416478467 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

14.10.2014  № Р/05/508

Генеральному директору

ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область»

ул. Пинегина, д.4,

Санкт-Петербург, 192148

факс: 703-19-49

e-mail: office@gazprom-lenobl.ru

(ответчик)

Л.

д. Пеники, Ломоносовский район,

Ленинградская область, 188530

(заявитель)

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 610-05-712-А/14

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                     г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения -  30.09.2014

Дата изготовления решения в полном объеме -    14.10.2014

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Коннова Г.Н.

- заместителя руководителя, председателя Комиссии;

Акбашева Д.И.

 

Исаченко А.Н.

 

- главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий, члена Комиссии;

- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,

в присутствии представителей:

ответчика - заместителя начальника юридической службы ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (доверенность от 18.07.2014 № 03-07) заместителя главного инженера ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (доверенность от 09.06.2014 № 06-06),

в отсутствие заявителя, уведомленного надлежащим образом,

рассмотрев материалы дела № 610-05-712-А/14, возбужденного по признакам нарушения ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (далее - ОАО «Газпром ГРЛО») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А :

I.                  Основанием для возбуждения дела № 610-05-712-А/14 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (далее - ОАО «Газпром ГРЛО», Ответчик) послужило поступившее (вх. от 12.02.2014 № 712) заявление гр. Л. (представитель гр. З.) с жалобой на действия ОАО «Газпром ГРЛО», выразившиеся в прекращении газоснабжения объекта заявителя, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Бронинская волость, д. Пеники.

Также, по информации заявителя, ОАО «Газпром ГРЛО» обязывает потребителей газа, проживающих в д. Пеники, заключать договоры на техническое обслуживание газопроводов высокого и низкого давлений и газорегуляторных пунктов (ГРП), что, по мнению заявителя, является неправомерным, так как потребители газа не являются собственниками данных газопроводов.

В действиях ОАО «Газпром ГРЛО», выразившихся в заключении с гр. Л. (далее также - Заявитель) договора на технического обслуживания газораспределительной сети, и во взимании платы с заявителя гр. Л., являющегося физическим лицом, по договору технического обслуживания газораспределительной сети, посредством которой осуществляется газоснабжение объектов заявителя, что ущемляет интересы заявителя, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения полученных документов и информации было принято решение о возбуждении в отношении ОАО «Газпром ГРЛО» дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, о чем был издан приказ Ленинградского УФАС России от 31.07.2014 № 223.

II.              В ходе рассмотрения дела Комиссией Ленинградского УФАС России установлено следующее:

По информации Заявителя, 27.12.2013 в результате аварии газоснабжение жителей д. Пеники было прекращено, при этом диспетчерская служба филиала ОАО «Газпром ГРЛО» в г. Кингисепп утверждала, что газоснабжение будет восстановлено только после заключения всеми потребителями газа договора на техническое обслуживание газопроводов высокого и низкого давлений и газорегуляторных пунктов (ГРП), в итоге газоснабжение потребителей было восстановлено только 30.01.2014.

Ленинградским УФАС России в адрес ОАО «Газпром ГРЛО» был направлен запрос «О предоставлении информации» (исх. от 07.05.2014 № 05/1518), в ответ на который ОАО «Газпром ГРЛО» письмом от 14.05.2014 № 2/15-2450 (вх. 16.05.2014 № 2616) сообщило, что уведомление об отключении газоснабжения ОАО «Газпром ГРЛО» не направлялось, поскольку отключение имело аварийный характер.

Газопровод, посредством которого подаётся газ заявителю, построен в 2000 году на средства инициативной группы граждан под председательством Г. (всего 24 человека). Акт о приемке законченного строительного объекта системы газоснабжения подписан представителями заказчика - Г. и В.

По мнению ОАО «Газпром ГРЛО», право собственности на вновь созданный объект должно было возникнуть у членов инициативной группы, являющейся заказчиком строительства (ст. 218 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ). При этом, учитывая множественность лиц на стороне заказчика, право долевой собственности на Газопровод возникает у членов инициативной группы (п.п. 1-4 ст. 244 ГКРФ).

Собственник в соответствии со ст. 210 ГК РФ несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. В отношении газопроводов в соответствии с требованиями Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Госгортехнадзора № 9 от 18.03.2003) должно проводиться техническое обслуживание в порядке и с периодичностью, установленными Правилами. Выполнение технического обслуживание газопровода осуществляется на основании возмездного договора.

Общество не располагает сведениями о государственной регистрации права собственности на Газопровод.

По вопросу правомерности взимания платы за техническое обслуживание сетей газораспределения с гр. Л. и других потребителей газа со ссылкой на нормативные правовые акты, подтверждающие данную позицию, ОАО «Газпром ГРЛО» предоставило следующую информацию. Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Между ОАО «Газпром ГРЛО» и заявителем заключен договор № 379 от 01.01.2014 о техническом обслуживании. Пункт 2.2.5. договора содержит обязанность заявителя по оплате оказываемых ОАО «Газпром ГРЛО» услуг. Положения ст. 307 ГК РФ предусматривают, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В связи с чем, ОАО «Газпром ГРЛО» считает взимание платы за техническое обслуживание правомерным и обоснованным.

Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69) определены правовые, экономические и организационные основы в области газоснабжения в Российской Федерации, а к полномочиям Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в области газоснабжения отнесены правила поставки газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности систем газоснабжения. В соответствии с Законом № 69 постановлением уполномоченного органа Федерального горного и промышленного надзора России от 18.03.2003 № 9 (зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2003 рег. № 4376) утверждены Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления (далее по тексту - ПБ 12-529-03).

Разделом 1 ПБ 12-529-03 установлено:

- техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (технического устройства) при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании;

- ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий (газопроводов и сооружений) и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей,

- эксплуатационная (газораспределительная) организация газораспределительной сети (ГРО) специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация - собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией - собственником сети договор на ее эксплуатацию.

Согласно пункту 4.3. ПБ 12-529-03 к опасным производственным объектам относится - газораспределительная сеть поселений, сеть распределительная межпоселковая, в том числе здания и сооружения, эксплуатация которых осуществляется одной газораспределительной организацией, а также объекты газопотребления промышленных, сельскохозяйственных и других производств.

Императивные нормы пункта 5.1.1. ПБ 12-529-03 предписывают организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления неукоснительно соблюдать положения Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, иметь договоры с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств.

Таким образом, гр. Л. является физическим лицом, выступающим на рынке услуг газоснабжения в качестве покупателя (потребителя) услуг газоснабжения и не вправе заниматься технической эксплуатацией объектов газового хозяйства.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности естественных монополий.

ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (ИНН 4700000109, КПП 472050001, 188218, Ленинградская область, Ломоносовский район, пос. Новоселье, здание административного корпуса, нежилое, литер А, А1) оказывает услуги по транспортировке природного газа потребителям, осуществляет техническую эксплуатацию магистрального трубопроводного транспорта, систем газопотребления и газораспределения, осуществляет подключение новых потребителей к газораспределительным сетям, является субъектом естественной монополии.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О защите конкуренции» признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Положения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» накладывают запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением, выраженных в действиях, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

III.    Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и объяснения сторон по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком строительства газопроводов к жилым домам в д. Пеники по проектным работам выступало МО «Ломоносовский район» в соответствии с распоряжением главы МО «Ломоносовский район» от июня 1999 № 232-р.

В Комиссию не представлены доказательства того, что заказчиками и плательщиками по договорам с подрядными организациями, при проведении работ по газификации жилых домов и подключении их к газораспределительным сетям выступали жители 27 жилых домов п. Пеники Ломоносовского района.

Соответственно, отсутствуют доказательства того, что жители жилых домов п. Пеники оплачивали работы по строительству объектов газового хозяйства (наружные газопроводы, ГРШП), являющихся частью газораспределительной сети.

Права собственности на вновь созданные объекты жителями жилых домов п. Пеники не оформлялись.

Заявитель в целях получения услуги газоснабжения (покупки газа) при заключении договора с поставщиком газа обязаны представить заключенный со специализированной газораспределительной организацией договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО).

ОАО «Газпром ГРЛО» единственная специализированная газораспределительная организация на территории Ломоносовского района Ленинградской области, которая вправе осуществлять деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования жителей и заключать договоры на ТО ВДГО в соответствии с Правилами № 549.

В состав ВДГО не входит газораспределительная сеть, в том числе подводящие газопроводы-вводы.

Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительной сети является составной частью деятельности по технической эксплуатации газораспределительной сети.

Указанную деятельность вправе осуществлять по поручению собственника газораспределительной сети любые, имеющие соответствующие лицензии, организации.

Единственной организацией, которая на территории Ломоносовского района Ленинградской области осуществляет деятельность по технической эксплуатации газораспределительной сети, к которой подключены индивидуальные жилые дома заявителей, является ОАО «Газпром ГРЛО».

Заявитель для приобретения газа по договорам с поставщиком газа, не обязан заключать какие-либо договоры, регулирующие техническое обслуживание газораспределительной сети.

Отсутствие у потребителей газа договора с организацией, осуществляющей техническое обслуживание газораспределительной сети, не может являться основанием для прекращения подачи газа потребителю.

Утверждение представителей ОАО «Газпром ГРЛО» о том, что акт о приемке законченного строительного объекта системы газоснабжения п. Пеники Ломоносовского района 27 жилых домов от августа 2000 года подписан представителями заказчика - Г. и В. (письмо ОАО «Газпром ГРЛО» от 14.05.2014 № 2/15-2450) не состоятельно ввиду того, что под указанным актом стоит подпись председателя комиссии - Г., с неразборчивой печатью, что не может свидетельствовать о том, что председателя комиссии - Г. являлся представителем именно инициативной группы граждан – жителей п. Пеники, подпись же В. вовсе отсутствует.

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности требований ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» о заключении с гр. Л. и другими жителями п. Пеники (физическими лицами), не являющимися собственниками газораспределительной сети, посредством которой осуществляется газоснабжение объектов потребителей, договора на техническое обслуживание данной газораспределительной сети, что приводит к оплате потребителями услуг, предусмотренных данным договором, ущемило интересы гр. Л., и, таким образом, указанные действия ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с подпунктом (к) пункта (2) части 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Определениями об отложении рассмотрения дела № 610-05-712-А/14 (исх. от 27.08.2014 № О/05/3075-381, от 23.09.2014 № О/05/3457-431) ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» вменялось представить в Ленинградское УФАС России договоры на техническое обслуживание газораспределительных сетей, заключенные ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» с гражданами, проживающими в д. Пеники, за 2012-2014 гг. и сведения о размере денежной суммы, оплаченной физическими лицами за техническое обслуживание газораспределительных сетей в д. Пеники, за 2012-2014 гг. с приложением платежных документов. В ответ ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (исх. от 12.09.2014 № 2/15-4622, от 29.09.2014 № 2/15-4961) направило договоры и платежные документы, согласно которым между ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (также ранее – ОАО «Леноблгаз») и с физическими лицами, жителями п. Пеники Ломоносовского района заключены договоры на техническое обслуживание газораспределительной сети и оплачены услуги по ним в следующих размерах: с К. договор № 432 от 2012 г. - 6600,00 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,78 р.; с С. договор № 430 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с И. договор № 418 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с Р. договор № 421 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с М. договор № 420 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с Л. договор № 422 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с Г. договор № 110 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с Ч. договор № 417 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с К. договор № 161 от 2013 г. - 7263,97 р. в т.ч. НДС(18%) - 1108,06 р.; с Л. договор № 162 от 2013 г. - 7263,97 р. в т.ч. НДС(18%) - 1108,06 р.; с А. договор № 548 от 2013 г. - 7263,97 р. в т.ч. НДС(18%) - 1108,06 р.; с К. договор № 556 от 2013 г. - 7263,97 р. в т.ч. НДС(18%) - 1108,06 р.; с Ч. договор № 550 от 2013 г. - 7263,97 р. в т.ч. НДС(18%) - 1108,06 р.; с И. договор № 375 от 2014 г. - 7503,53 р. в т.ч. НДС(18%) - 1144,61 р.; с Л. договор № 379 от 2014 г. - 7503,53 р. в т.ч. НДС(18%) - 1144,61 р.; с Щ. договор № 363 от 2014 г. - 7503,53 р. в т.ч. НДС(18%) - 1144,61 р.; с А. договор № 369 от 2014 г. - 7500, р. в т.ч. НДС(18%) - 1144,07 р.;

Однако Комиссией было установлено, что платежные документы представлены не ко всем договорам, заключенным с гражданами-потребителями, отсутствуют платежные документы к договорам на техническое обслуживание газораспределительных сетей: за 2012 г. № 423 (В.), № 434 (В.), № 436 (С.), № 437 (Ш.); за 2013 г. № 163 (М.), № 164 (П.), № 167 (Р.), № 172 (Ч.), № 551 (В.), № 552 (В.); за 2014 г. № 367 (Ч.), № 370 (Ч.), № 376 (К.).

В письме ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (исх. от 29.09.2014 № 2/15-4961) пояснило, что данные граждане не оплачивали техническое обслуживание газораспределительных сетей в нарушение заключенных договоров.

На основании вышеизложенного, ОАО «Газпром ГРЛО» неправомерно взыскало с жителей п. Пеники Ломоносовского района денежную сумму в размере суммы всех платежей по договорам за 2012-2014 гг., заключенным с гражданами в размере – 119110,56 рублей. В соответствии с пп. (к) п. (2) ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, с учетом уже взысканного в бюджет НДС(18%) - в размере – 18169,43 рублей, подлежит уплате в Федеральный бюджет сумма 100941 рублей 13 коп., полученная ОАО «Газпром ГРЛО» с нарушением действующего законодательства

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А :

1.                 Признать в действиях ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область», выразившихся в заключении с гр. Л. и другими жителями п. Пеники (физическими лицами), не являющимися собственниками газораспределительной сети, посредством которой осуществляется газоснабжение объектов потребителей, договора на техническое обслуживание данной газораспределительной сети, что привело к оплате потребителями услуг, предусмотренных данным договором, что ущемляет интересы потребителей, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.                Выдать ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

3.                Передать материалы дела № 610-05-712-А/14 уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                         

 

 

Члены Комиссии:                                                                    

                                                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

14.10.2014  № Р/05/508

Генеральному директору

ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область»

ул. Пинегина, д.4,

Санкт-Петербург, 192148

факс: 703-19-49

e-mail: office@gazprom-lenobl.ru

(ответчик)

Л.

д. Пеники, Ломоносовский район,

Ленинградская область, 188530

(заявитель)

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 610-05-712-А/14

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                     г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения -  30.09.2014

Дата изготовления решения в полном объеме -    14.10.2014

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Коннова Г.Н.

- заместителя руководителя, председателя Комиссии;

Акбашева Д.И.

 

Исаченко А.Н.

 

- главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий, члена Комиссии;

- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,

в присутствии представителей:

ответчика - заместителя начальника юридической службы ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (доверенность от 18.07.2014 № 03-07) заместителя главного инженера ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (доверенность от 09.06.2014 № 06-06),

в отсутствие заявителя, уведомленного надлежащим образом,

рассмотрев материалы дела № 610-05-712-А/14, возбужденного по признакам нарушения ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (далее - ОАО «Газпром ГРЛО») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А :

I.                  Основанием для возбуждения дела № 610-05-712-А/14 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (далее - ОАО «Газпром ГРЛО», Ответчик) послужило поступившее (вх. от 12.02.2014 № 712) заявление гр. Л. (представитель гр. З.) с жалобой на действия ОАО «Газпром ГРЛО», выразившиеся в прекращении газоснабжения объекта заявителя, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Бронинская волость, д. Пеники.

Также, по информации заявителя, ОАО «Газпром ГРЛО» обязывает потребителей газа, проживающих в д. Пеники, заключать договоры на техническое обслуживание газопроводов высокого и низкого давлений и газорегуляторных пунктов (ГРП), что, по мнению заявителя, является неправомерным, так как потребители газа не являются собственниками данных газопроводов.

В действиях ОАО «Газпром ГРЛО», выразившихся в заключении с гр. Л. (далее также - Заявитель) договора на технического обслуживания газораспределительной сети, и во взимании платы с заявителя гр. Л., являющегося физическим лицом, по договору технического обслуживания газораспределительной сети, посредством которой осуществляется газоснабжение объектов заявителя, что ущемляет интересы заявителя, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения полученных документов и информации было принято решение о возбуждении в отношении ОАО «Газпром ГРЛО» дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, о чем был издан приказ Ленинградского УФАС России от 31.07.2014 № 223.

II.              В ходе рассмотрения дела Комиссией Ленинградского УФАС России установлено следующее:

По информации Заявителя, 27.12.2013 в результате аварии газоснабжение жителей д. Пеники было прекращено, при этом диспетчерская служба филиала ОАО «Газпром ГРЛО» в г. Кингисепп утверждала, что газоснабжение будет восстановлено только после заключения всеми потребителями газа договора на техническое обслуживание газопроводов высокого и низкого давлений и газорегуляторных пунктов (ГРП), в итоге газоснабжение потребителей было восстановлено только 30.01.2014.

Ленинградским УФАС России в адрес ОАО «Газпром ГРЛО» был направлен запрос «О предоставлении информации» (исх. от 07.05.2014 № 05/1518), в ответ на который ОАО «Газпром ГРЛО» письмом от 14.05.2014 № 2/15-2450 (вх. 16.05.2014 № 2616) сообщило, что уведомление об отключении газоснабжения ОАО «Газпром ГРЛО» не направлялось, поскольку отключение имело аварийный характер.

Газопровод, посредством которого подаётся газ заявителю, построен в 2000 году на средства инициативной группы граждан под председательством Г. (всего 24 человека). Акт о приемке законченного строительного объекта системы газоснабжения подписан представителями заказчика - Г. и В.

По мнению ОАО «Газпром ГРЛО», право собственности на вновь созданный объект должно было возникнуть у членов инициативной группы, являющейся заказчиком строительства (ст. 218 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ). При этом, учитывая множественность лиц на стороне заказчика, право долевой собственности на Газопровод возникает у членов инициативной группы (п.п. 1-4 ст. 244 ГКРФ).

Собственник в соответствии со ст. 210 ГК РФ несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. В отношении газопроводов в соответствии с требованиями Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Госгортехнадзора № 9 от 18.03.2003) должно проводиться техническое обслуживание в порядке и с периодичностью, установленными Правилами. Выполнение технического обслуживание газопровода осуществляется на основании возмездного договора.

Общество не располагает сведениями о государственной регистрации права собственности на Газопровод.

По вопросу правомерности взимания платы за техническое обслуживание сетей газораспределения с гр. Л. и других потребителей газа со ссылкой на нормативные правовые акты, подтверждающие данную позицию, ОАО «Газпром ГРЛО» предоставило следующую информацию. Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Между ОАО «Газпром ГРЛО» и заявителем заключен договор № 379 от 01.01.2014 о техническом обслуживании. Пункт 2.2.5. договора содержит обязанность заявителя по оплате оказываемых ОАО «Газпром ГРЛО» услуг. Положения ст. 307 ГК РФ предусматривают, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В связи с чем, ОАО «Газпром ГРЛО» считает взимание платы за техническое обслуживание правомерным и обоснованным.

Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69) определены правовые, экономические и организационные основы в области газоснабжения в Российской Федерации, а к полномочиям Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в области газоснабжения отнесены правила поставки газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности систем газоснабжения. В соответствии с Законом № 69 постановлением уполномоченного органа Федерального горного и промышленного надзора России от 18.03.2003 № 9 (зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2003 рег. № 4376) утверждены Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления (далее по тексту - ПБ 12-529-03).

Разделом 1 ПБ 12-529-03 установлено:

- техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (технического устройства) при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании;

- ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий (газопроводов и сооружений) и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей,

- эксплуатационная (газораспределительная) организация газораспределительной сети (ГРО) специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация - собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией - собственником сети договор на ее эксплуатацию.

Согласно пункту 4.3. ПБ 12-529-03 к опасным производственным объектам относится - газораспределительная сеть поселений, сеть распределительная межпоселковая, в том числе здания и сооружения, эксплуатация которых осуществляется одной газораспределительной организацией, а также объекты газопотребления промышленных, сельскохозяйственных и других производств.

Императивные нормы пункта 5.1.1. ПБ 12-529-03 предписывают организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления неукоснительно соблюдать положения Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, иметь договоры с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств.

Таким образом, гр. Л. является физическим лицом, выступающим на рынке услуг газоснабжения в качестве покупателя (потребителя) услуг газоснабжения и не вправе заниматься технической эксплуатацией объектов газового хозяйства.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности естественных монополий.

ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (ИНН 4700000109, КПП 472050001, 188218, Ленинградская область, Ломоносовский район, пос. Новоселье, здание административного корпуса, нежилое, литер А, А1) оказывает услуги по транспортировке природного газа потребителям, осуществляет техническую эксплуатацию магистрального трубопроводного транспорта, систем газопотребления и газораспределения, осуществляет подключение новых потребителей к газораспределительным сетям, является субъектом естественной монополии.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О защите конкуренции» признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Положения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» накладывают запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением, выраженных в действиях, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

III.    Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и объяснения сторон по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком строительства газопроводов к жилым домам в д. Пеники по проектным работам выступало МО «Ломоносовский район» в соответствии с распоряжением главы МО «Ломоносовский район» от июня 1999 № 232-р.

В Комиссию не представлены доказательства того, что заказчиками и плательщиками по договорам с подрядными организациями, при проведении работ по газификации жилых домов и подключении их к газораспределительным сетям выступали жители 27 жилых домов п. Пеники Ломоносовского района.

Соответственно, отсутствуют доказательства того, что жители жилых домов п. Пеники оплачивали работы по строительству объектов газового хозяйства (наружные газопроводы, ГРШП), являющихся частью газораспределительной сети.

Права собственности на вновь созданные объекты жителями жилых домов п. Пеники не оформлялись.

Заявитель в целях получения услуги газоснабжения (покупки газа) при заключении договора с поставщиком газа обязаны представить заключенный со специализированной газораспределительной организацией договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО).

ОАО «Газпром ГРЛО» единственная специализированная газораспределительная организация на территории Ломоносовского района Ленинградской области, которая вправе осуществлять деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования жителей и заключать договоры на ТО ВДГО в соответствии с Правилами № 549.

В состав ВДГО не входит газораспределительная сеть, в том числе подводящие газопроводы-вводы.

Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительной сети является составной частью деятельности по технической эксплуатации газораспределительной сети.

Указанную деятельность вправе осуществлять по поручению собственника газораспределительной сети любые, имеющие соответствующие лицензии, организации.

Единственной организацией, которая на территории Ломоносовского района Ленинградской области осуществляет деятельность по технической эксплуатации газораспределительной сети, к которой подключены индивидуальные жилые дома заявителей, является ОАО «Газпром ГРЛО».

Заявитель для приобретения газа по договорам с поставщиком газа, не обязан заключать какие-либо договоры, регулирующие техническое обслуживание газораспределительной сети.

Отсутствие у потребителей газа договора с организацией, осуществляющей техническое обслуживание газораспределительной сети, не может являться основанием для прекращения подачи газа потребителю.

Утверждение представителей ОАО «Газпром ГРЛО» о том, что акт о приемке законченного строительного объекта системы газоснабжения п. Пеники Ломоносовского района 27 жилых домов от августа 2000 года подписан представителями заказчика - Г. и В. (письмо ОАО «Газпром ГРЛО» от 14.05.2014 № 2/15-2450) не состоятельно ввиду того, что под указанным актом стоит подпись председателя комиссии - Г., с неразборчивой печатью, что не может свидетельствовать о том, что председателя комиссии - Г. являлся представителем именно инициативной группы граждан – жителей п. Пеники, подпись же В. вовсе отсутствует.

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности требований ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» о заключении с гр. Л. и другими жителями п. Пеники (физическими лицами), не являющимися собственниками газораспределительной сети, посредством которой осуществляется газоснабжение объектов потребителей, договора на техническое обслуживание данной газораспределительной сети, что приводит к оплате потребителями услуг, предусмотренных данным договором, ущемило интересы гр. Л., и, таким образом, указанные действия ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с подпунктом (к) пункта (2) части 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательное для исполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Определениями об отложении рассмотрения дела № 610-05-712-А/14 (исх. от 27.08.2014 № О/05/3075-381, от 23.09.2014 № О/05/3457-431) ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» вменялось представить в Ленинградское УФАС России договоры на техническое обслуживание газораспределительных сетей, заключенные ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» с гражданами, проживающими в д. Пеники, за 2012-2014 гг. и сведения о размере денежной суммы, оплаченной физическими лицами за техническое обслуживание газораспределительных сетей в д. Пеники, за 2012-2014 гг. с приложением платежных документов. В ответ ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (исх. от 12.09.2014 № 2/15-4622, от 29.09.2014 № 2/15-4961) направило договоры и платежные документы, согласно которым между ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (также ранее – ОАО «Леноблгаз») и с физическими лицами, жителями п. Пеники Ломоносовского района заключены договоры на техническое обслуживание газораспределительной сети и оплачены услуги по ним в следующих размерах: с К. договор № 432 от 2012 г. - 6600,00 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,78 р.; с С. договор № 430 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с И. договор № 418 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с Р. договор № 421 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с М. договор № 420 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с Л. договор № 422 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с Г. договор № 110 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с Ч. договор № 417 от 2012 г. - 6597,16 р. в т.ч. НДС(18%) - 1006,35 р.; с К. договор № 161 от 2013 г. - 7263,97 р. в т.ч. НДС(18%) - 1108,06 р.; с Л. договор № 162 от 2013 г. - 7263,97 р. в т.ч. НДС(18%) - 1108,06 р.; с А. договор № 548 от 2013 г. - 7263,97 р. в т.ч. НДС(18%) - 1108,06 р.; с К. договор № 556 от 2013 г. - 7263,97 р. в т.ч. НДС(18%) - 1108,06 р.; с Ч. договор № 550 от 2013 г. - 7263,97 р. в т.ч. НДС(18%) - 1108,06 р.; с И. договор № 375 от 2014 г. - 7503,53 р. в т.ч. НДС(18%) - 1144,61 р.; с Л. договор № 379 от 2014 г. - 7503,53 р. в т.ч. НДС(18%) - 1144,61 р.; с Щ. договор № 363 от 2014 г. - 7503,53 р. в т.ч. НДС(18%) - 1144,61 р.; с А. договор № 369 от 2014 г. - 7500, р. в т.ч. НДС(18%) - 1144,07 р.;

Однако Комиссией было установлено, что платежные документы представлены не ко всем договорам, заключенным с гражданами-потребителями, отсутствуют платежные документы к договорам на техническое обслуживание газораспределительных сетей: за 2012 г. № 423 (В.), № 434 (В.), № 436 (С.), № 437 (Ш.); за 2013 г. № 163 (М.), № 164 (П.), № 167 (Р.), № 172 (Ч.), № 551 (В.), № 552 (В.); за 2014 г. № 367 (Ч.), № 370 (Ч.), № 376 (К.).

В письме ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (исх. от 29.09.2014 № 2/15-4961) пояснило, что данные граждане не оплачивали техническое обслуживание газораспределительных сетей в нарушение заключенных договоров.

На основании вышеизложенного, ОАО «Газпром ГРЛО» неправомерно взыскало с жителей п. Пеники Ломоносовского района денежную сумму в размере суммы всех платежей по договорам за 2012-2014 гг., заключенным с гражданами в размере – 119110,56 рублей. В соответствии с пп. (к) п. (2) ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, с учетом уже взысканного в бюджет НДС(18%) - в размере – 18169,43 рублей, подлежит уплате в Федеральный бюджет сумма 100941 рублей 13 коп., полученная ОАО «Газпром ГРЛО» с нарушением действующего законодательства

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А :

1.                 Признать в действиях ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область», выразившихся в заключении с гр. Л. и другими жителями п. Пеники (физическими лицами), не являющимися собственниками газораспределительной сети, посредством которой осуществляется газоснабжение объектов потребителей, договора на техническое обслуживание данной газораспределительной сети, что привело к оплате потребителями услуг, предусмотренных данным договором, что ущемляет интересы потребителей, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.                Выдать ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

3.                Передать материалы дела № 610-05-712-А/14 уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Газпром газораспределение Ленинградская область» дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                         

 

 

Члены Комиссии:                                                                    

                                                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 610-05-712-А/14 [format] => [safe_value] => № 610-05-712-А/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 224 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 224 [vid] => 6 [name] => Контроль естественных монополий [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-18 09:24:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-30 08:24:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1416302833 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Лениградское областное УФАС России )