РЕШЕНИЕ по делу № 581-05-2134-А/13 от 10.10.2013

Номер дела: 581-05-2134-А/13
Дата публикации: 25 октября 2013, 14:19

25.10.2013 № Р/05/471-1

 

 

 

 

Генеральному директору

ОАО «Ленэнерго»

 

 

пл. Конституции, д.1,

Санкт - Петербург, 196247

(ответчик)

 

E-mail: CHNV77@yandex.ru

 

ул. Ткачей, д.18, кв.4,

Санкт-Петербург, 192029

(заявитель)

(заинтересованным лицам по списку, список прилагается)

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 581-05-2134-А/13

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                      г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения        -   10.10.2013

Дата изготовления решения в полном объеме          -   25.10.2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Коннова Г.Н.

- заместителя руководителя управления-начальника

отдела естественных монополий, председателя Комиссии;

  

Исаченко А.Н.

- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии;

Белецкого Н.В.

 

- инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,

в присутствии представителя ответчика - ведущего юрисконсульта юридического отдела Департамента правового обеспечения Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» (по доверенности № 37-13 от 15 января 2013г.), заявителя, заинтересованных лиц, рассмотрев материалы дела № 581-05-2134-А/13, возбужденного по признакам нарушения ОАО «Ленэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В Ленинградское УФАС России поступили на рассмотрение заявления граждан с жалобами на бездействие ОАО «Ленэнерго», выразившееся в неосуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей в нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения) и согласованные договорами № ОД-ГтЭС-5771-11/7666-Э-11 от 06.06.2011, № ОД-ГтЭС-7593-12/5162-Э-12 от 23.07.2012, № ОД-КнЭС-8660-11/14179-Э-11 от 21.07.2011 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор технологического присоединения), что ущемляет интересы заявителей.

Указанные заявления послужили основанием для возбуждения дела № 581-05-2134-А/13 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Ленэнерго» (далее - также Ответчик, сетевая организация) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В период рассмотрения дела № 581-05-2134-А/13 в Ленинградское УФАС России поступили заявления граждан (вх. № 2935 от 27.05.2013), (вх. № 5108 от 27.08.2013), (вх. № 3408 от 13.06.2013), (вх. № 3827 от 02.07.2013), (вх. № 3541 от 20.06.2013), (вх. № 3537 от 20.06.2013), (вх. № 3538 от 20.06.2013) с жалобами на бездействие ОАО «Ленэнерго» выразившиеся в неосуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей в сроки, предусмотренные Правилами технологического присоединения и согласованные Договорами технологического присоединения.

Обстоятельства указанных заявлений схожи с обстоятельствами рассматриваемого Комиссией дела № 581-05-2134-А/13.

Определениями от 27.08.2013 № О/05/3209-561, от 02.09.2013 № О/05/3288-572, от 16.09.2013 № О/05/3468-585, от 23.09.2013 № О/05/3568-599, вышеуказанные граждане привлечены к рассмотрению дела № 581-05-1612-А/13 в качестве заинтересованных лиц.

Из представленных с заявлениями документов и по запросам Комиссии установлено следующее.

В соответствии с п. 8 Правил технологического присоединения граждане (заявка № 11-7666 от 30.03.2011), (№ 12-5162 от 28.02.2012),(№ 11-14179 от 03.06.2011),(№ 10-15492 от 14.07.2010, № 10-15490 от 14.07.2010), (№ 12-19853 от 18.07.2012), (10-13586 от 18.06.2010), (№ 11-13782 от 31.05.2011), (№ 11-6464 от 21.03.2011), (№ 11-6472 от 24.05.2011), (№ 10-22050 от 13.01.2011) для заключения Договора технологического присоединения, с целью осуществления присоединения к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающих устройств, подали заявки в ближайшую сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участков заявителей. Между вышеуказанными гражданами и сетевой организацией были заключены Договоры технологического присоединения:

№ ОД-ГтЭС-5771-11/7666-Э-11 от 06.06.2011

№ ОД-ГтЭС-7593-12/5162-Э-12 от 23.07.2012

№ ОД-КнЭС-8660-11/14179-Э-11 от 21.07.2011

№ ОД-ПрЭС-10-7763/15490-Э-10 от 19.08.2010,

№ ОД-ПрЭС-10-7828/15492-Э-10

№ ОД-ГтЭС-16984-12/19853-Э-12 от 16.10.2012

№ ОД-ЛЖС-8373-10/13586-Э-10 от 30.08.2010

№ ОД-ГтЭС-7129-11/13782-Э-11 от 29.06.2011

№ ОД-ГтЭС-5456-11/6464-Э-11 от 25.05.2011

№ ОД –ГтЭС-5458-11/6472-Э-11 от 24.05.2011

№ ОД ГтЭС-14127-10/22050-Э-10 от 13.01.2011

По условиям п. 5 Договоров технологического присоединения срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения договора.

В соответствии с условиями п. 8 Договоров технологического присоединения заявители обязались надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителей мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителей, указанные в технических условиях и об этом уведомить сетевую организацию.

В соответствии с условиями п. 6 Договора технологического присоединения, сетевая организация обязалась исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях и, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем. Не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, осуществить фактическую подачу напряжения с составлением надлежащих актов.

«…….». выполнили обязательства, предусмотренные п. 8. Договора технологического присоединения, о чем уведомили сетевую организацию.

Директор Филиала ОАО «Ленэнерго» «Гатчинские электрические сети» сообщил «……» (письмо от 27.07.2012 № 032/2910) о невозможности выполнения обязательств по Договору № ОД-ГтЭС-5771-11/7666-Э-11 от 06.06.2011 технологического присоединения в связи с отсутствием источника финансирования мероприятий, предусмотренных техническими условиями.

В ответ на уведомление «……» в ОАО «Ленэнерго» о выполнении им технических условий к Договору № ОД-КнЭС-8660-11/14179-Э-11от 21.07.2011 и готовности принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств, директор Филиала ОАО «Ленэнерго» «Кингисеппские электрические сети» сообщил  заявителю (исх. № КнЭС/034/532 от 01.04.2013 и исх. № 8 от 06.05.2013) о невозможности выполнения сетевой организацией работ, предусмотренных техническими условиями, и невозможности присоединения электроустановок заявителя к электрическим сетям.

В ответ на обращения «……» (20.09.2012 № 038-29/1340) в сетевую организацию с целью согласования точки присоединения и совместного осмотра электроустановок заявителя, ОАО «Ленэнерго» сообщило (исх. № 038-29/1340 от 02.11.2011) о невозможности произвести указанные действия в связи с невыполнением сетевой организацией обязательств, предусмотренных Договорами № ОД-ПрЭС-10-7828/15492-Э-10 от 19.08.2010 и № ОД-ПрЭС-10-7763/15490-Э-10 от 19.08.2010 технологического присоединения.

Сетевая организация сообщила (исх. № ЛЭ/06-06/924 от 26.07.2013) Комиссии о намерениях выполнить мероприятия по осуществлению технологического присоединения энергопринмающих устройств «……..» к электрическим сетям, для чего включила работы, предусмотренные в технических условиях (приложение к Договору технологического присоединения), в Инвестиционную программу ОАО «Ленэнерго» на 2013 год.

На уведомление «………» (вх. № 827 от 01.02.2013) о выполнении технических условий (приложение к Договору № ОД-ГтЭС-16984-12/19853-Э-12 от 16.10.2012 технологического присоединения), директор Филиала ОАО «Ленэнерго» «Гатчинские электрические сети» сообщил заявителю (исх. № 032-10-764 от 11.02.2013) о невозможности выполнить со стороны сетевой организацией мероприятия, предусмотренные техническими условиями и отсутствием технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.

На уведомление «……..» (исх. № 1 от 20.08.2012) о выполнении технических условий по Договору № ОД-ЛЖС-8373-10/13586-Э-10 от 30.08.2010 технологического присоединения, сетевая организация сообщила заявителю (исх. № ЛЭ/16-04/1864 от 19.09.2012) о недостаточном финансировании мероприятий, о включении работ в Инвестиционную программу ОАО «Ленэнерго» на 2013 год и предложило установить новый (очередной) срок исполнения обязательств (исх. № ЛЭ/16-04/377 от 25.02.2013), путем заключения дополнительного соглашения к договору.

На заявление «………» (исх. № б/н от 27.08.2012), в связи с окончанием работ по выполнению технических условий (Приложение к Договору № ОД-ГтЭС-7129-11/13782-Э-11 от 29.06.2011 технологического присоединения), сетевая организация предложила заявителю установить новый срок исполнения обязательств по договору - 12 месяцев со дня заключения дополнительного соглашения к договору, а также сообщила о включении работ по технологическому присоединению энергопримающих устройств заявителя к электрическим сетям в Инвестиционную программу ОАО «Ленэнерго» на 2013 год.

ОАО «Ленэнерго» сообщило в Ленинградское УФАС России (вх. № ЛЭ/06-06/281 от 01.04.2013) о причинах неосуществления технологического присоединения энергопримающих устройств        «…….» к электрическим сетям в сроки, указанные в п.16 Правил технологического присоединения и согласованные Договором технологического присоединения, указав на то, что срок технологического присоединения (6 месяцев) несостыкован со сроками, предусмотренными другими нормативными актами, регулирующими отношения в электроэнергетике.

На уведомления «……..» (вх. № 3127 от 05.04.2013 и № 4167 от 30.04.2013), «……..» (вх. № 3124 от 05.04.2013), «……..» (вх. № 7125 от 05.04.2013 и № 4167 от 30.04.2013) о выполнении технических условий, сетевая организация не осуществила осмотр электроустановок заявителей.

ОАО «Ленэнерго» сообщило в Ленинградское УФАС России (исх. № ЛЭ/06-06/1195 от 18.09.2013) о причинах неосуществления технологического присоединения энергопримающих устройств заявителя «…….» к электрическим сетям в сроки, предусмотренные Договором технологического присоединения, указав на то, что срок технологического присоединения, согласованный в Договоре технологического присоединения и предусмотренный Правилами технологического присоединения не состыкован со сроками, указанными в других нормативных актах, регулирующих отношения в электроэнергетике. Сетевая организация не представила в Комиссию доказательства данного утверждения.

ОАО «Ленэнерго» представило в Комиссию раздел Инвестиционной программы ОАО «Ленэнерго» на 2013 год, в котором установлено окончание выполнения работ по технологическому присоединению энергопримающих устройств «………» к электрическим сетям - 3-й квартал 2014 года.

ОАО «Ленэнерго» сообщило в Ленинградское УФАС России(исх. № ЛЭ/06-06/1085 от 29.08.2013) о выполнении в полном объеме работ по осуществлению технологического присоединения энергопримающих устройств «……..» к электрическим сетям, указав на то что, планируемый срок подключения - сентябрь 2013 года. Однако сетевая организация не предоставила в Комиссию документы, подтверждающие технологическое присоединение электроустановок заявителя к электрическим сетям ОАО «Ленэнерго».

Представитель ОАО «Ленэнерго» на заседаниях Комиссии отстаивал позицию, изложенную в ответах заявителям и в Ленинградское УФАС России о том, что:

1)                cрок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, установленный Договором технологического присоединения и п. 16. Правил технологического присоединения, в 6 месяцев с даты заключения договора, не согласуется со сроками, предусмотренными другими нормативными актами, регулирующими отношения в электроэнергетике;

2)                затраты на исполнение Договоров технологического присоединения по заявкам заявителей, поданных после 15 марта календарного года, могут быть включены в инвестиционную программу общества только через два периода реализации, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977, субъект электроэнергетики направляет инвестиционную программу в Министерство энергетики Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации до 15 марта года, предшествующего периоду реализации;

3)                время необходимое для проведения конкурсных процедур и заключения всех необходимых договоров в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 08.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» суммарно превышают срок, предусмотренный для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленный п. 16 Правил технологического присоединения;

4)                срок, установленный п. 16 Правил технологического присоединения, не скоординирован со сроками, установленными постановлением от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» для разработки и согласования проектной документации для строительства объектов электросетевого хозяйства сетевой организации;

5)                недостаточное финансирование мероприятий для выполнения технических условий заявителей - физических лиц, присоединяющих 15 кВт включительно, исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей;

6)                ОАО «Ленэнерго» вправе, руководствуясь пунктом 1 статьи 28 Закона РФ о 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пунктом 1 статьи 450, статьей 451 ГК РФ, и пунктом 14 Договора технологического присоединения, предложить проекты дополнительного соглашения с новым сроком исполнения обязательств по договору.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и объяснения представителя ОАО «Ленэнерго», Комиссия пришла к следующим выводам.

ОАО «Ленэнерго» является сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям на территории Ленинградской области, а также сопутствующую указанному виду деятельности услугу по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям.

Передача электрической энергии потребителям по электрическим сетям осуществляется в условиях естественной монополии.

ОАО «Ленэнерго» ИНН 7803002209/КПП 783450001 (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1) является субъектом естественной монополии, включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % в границах присоединенных сетей на территории Ленинградской области приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 26.06.1996 № ТУ 02-РР.

Положениями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) интересов других лиц.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренный п. 16 Правил технологического присоединения и согласованный Договором технологического присоединения не может превышать 6 (шести) месяцев.

В соответствии со статьёй 310 Гражданского Кодекса РФ одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору и одностороннее изменение его условий не допускаются.

ОАО «Ленэнерго» вправе, руководствуясь пунктом 1 статьи 28 Закона РФ о 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пунктом 1 статьи 450, статьей 451 ГК РФ, предложить заявителям проекты дополнительных соглашений к договорам с новым сроком исполнения обязательств по договорам технологического присоединения. Однако,  в случае несогласия заявителей с такими предложениями, сетевая организация  не вправе настаивать на заключении таких дополнительных соглашений, поскольку такие действия могут содержать признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которым установлен запрет на навязывание невыгодных условий договора.

ОАО «Ленэнерго» не представило в Комиссию доказательства нестыковки срока 6 месяцев, установленного технологического для присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, со сроками, указанными в постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 977, а также сроками, определенными Федеральным законом от 08.07.2011 № 223-ФЗ, и установленными постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145.

ОАО «Ленэнерго» не обращалось в судебные инстанции за признанием несоответствующим законодательству Российской Федерации положений пункта 16 Правил технологического присоединения.

Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ, право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим имеют граждане, организации и иные лица, которые вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

ОАО «Ленэнерго» не вносило в Инвестиционные программы изменения, связанные с выполнением работ для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям в соответствии с нормами пункта 23 Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 «Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций».

С учетом изложенного, Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела № 581-05-2134-А/13, руководствуясь частью 1 статьи 23, частями 1, 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.       Признать бездействием со стороны ОАО «Ленэнерго» необоснованное неосуществление технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств граждан, что не соответствует Правилам технологического присоединения, нарушает условия заключенных с заявителями Договоров технологического присоединения, ущемляет их интересы, и, таким образом, нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

2.       Выдать ОАО «Ленэнерго» обязательное к исполнению предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3.       Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела № 581-05-2134-А/13 для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Ленэнерго» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31. «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

 

Председатель Комиссии                                                           

 

Члены Комиссии:                                                                    

 

Примечание: Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа, частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

stdClass Object ( [vid] => 11074 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 581-05-2134-А/13 от 10.10.2013 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11074 [type] => solution [language] => ru [created] => 1416396287 [changed] => 1416396601 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1416396601 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

25.10.2013 № Р/05/471-1

 

 

 

 

Генеральному директору

ОАО «Ленэнерго»

 

 

пл. Конституции, д.1,

Санкт - Петербург, 196247

(ответчик)

 

E-mail: CHNV77@yandex.ru

 

ул. Ткачей, д.18, кв.4,

Санкт-Петербург, 192029

(заявитель)

(заинтересованным лицам по списку, список прилагается)

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 581-05-2134-А/13

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                      г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения        -   10.10.2013

Дата изготовления решения в полном объеме          -   25.10.2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Коннова Г.Н.

- заместителя руководителя управления-начальника

отдела естественных монополий, председателя Комиссии;

  

Исаченко А.Н.

- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии;

Белецкого Н.В.

 

- инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,

в присутствии представителя ответчика - ведущего юрисконсульта юридического отдела Департамента правового обеспечения Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» (по доверенности № 37-13 от 15 января 2013г.), заявителя, заинтересованных лиц, рассмотрев материалы дела № 581-05-2134-А/13, возбужденного по признакам нарушения ОАО «Ленэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В Ленинградское УФАС России поступили на рассмотрение заявления граждан с жалобами на бездействие ОАО «Ленэнерго», выразившееся в неосуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей в нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения) и согласованные договорами № ОД-ГтЭС-5771-11/7666-Э-11 от 06.06.2011, № ОД-ГтЭС-7593-12/5162-Э-12 от 23.07.2012, № ОД-КнЭС-8660-11/14179-Э-11 от 21.07.2011 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор технологического присоединения), что ущемляет интересы заявителей.

Указанные заявления послужили основанием для возбуждения дела № 581-05-2134-А/13 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Ленэнерго» (далее - также Ответчик, сетевая организация) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В период рассмотрения дела № 581-05-2134-А/13 в Ленинградское УФАС России поступили заявления граждан (вх. № 2935 от 27.05.2013), (вх. № 5108 от 27.08.2013), (вх. № 3408 от 13.06.2013), (вх. № 3827 от 02.07.2013), (вх. № 3541 от 20.06.2013), (вх. № 3537 от 20.06.2013), (вх. № 3538 от 20.06.2013) с жалобами на бездействие ОАО «Ленэнерго» выразившиеся в неосуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей в сроки, предусмотренные Правилами технологического присоединения и согласованные Договорами технологического присоединения.

Обстоятельства указанных заявлений схожи с обстоятельствами рассматриваемого Комиссией дела № 581-05-2134-А/13.

Определениями от 27.08.2013 № О/05/3209-561, от 02.09.2013 № О/05/3288-572, от 16.09.2013 № О/05/3468-585, от 23.09.2013 № О/05/3568-599, вышеуказанные граждане привлечены к рассмотрению дела № 581-05-1612-А/13 в качестве заинтересованных лиц.

Из представленных с заявлениями документов и по запросам Комиссии установлено следующее.

В соответствии с п. 8 Правил технологического присоединения граждане (заявка № 11-7666 от 30.03.2011), (№ 12-5162 от 28.02.2012),(№ 11-14179 от 03.06.2011),(№ 10-15492 от 14.07.2010, № 10-15490 от 14.07.2010), (№ 12-19853 от 18.07.2012), (10-13586 от 18.06.2010), (№ 11-13782 от 31.05.2011), (№ 11-6464 от 21.03.2011), (№ 11-6472 от 24.05.2011), (№ 10-22050 от 13.01.2011) для заключения Договора технологического присоединения, с целью осуществления присоединения к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающих устройств, подали заявки в ближайшую сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участков заявителей. Между вышеуказанными гражданами и сетевой организацией были заключены Договоры технологического присоединения:

№ ОД-ГтЭС-5771-11/7666-Э-11 от 06.06.2011

№ ОД-ГтЭС-7593-12/5162-Э-12 от 23.07.2012

№ ОД-КнЭС-8660-11/14179-Э-11 от 21.07.2011

№ ОД-ПрЭС-10-7763/15490-Э-10 от 19.08.2010,

№ ОД-ПрЭС-10-7828/15492-Э-10

№ ОД-ГтЭС-16984-12/19853-Э-12 от 16.10.2012

№ ОД-ЛЖС-8373-10/13586-Э-10 от 30.08.2010

№ ОД-ГтЭС-7129-11/13782-Э-11 от 29.06.2011

№ ОД-ГтЭС-5456-11/6464-Э-11 от 25.05.2011

№ ОД –ГтЭС-5458-11/6472-Э-11 от 24.05.2011

№ ОД ГтЭС-14127-10/22050-Э-10 от 13.01.2011

По условиям п. 5 Договоров технологического присоединения срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения договора.

В соответствии с условиями п. 8 Договоров технологического присоединения заявители обязались надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителей мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителей, указанные в технических условиях и об этом уведомить сетевую организацию.

В соответствии с условиями п. 6 Договора технологического присоединения, сетевая организация обязалась исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях и, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем. Не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, осуществить фактическую подачу напряжения с составлением надлежащих актов.

«…….». выполнили обязательства, предусмотренные п. 8. Договора технологического присоединения, о чем уведомили сетевую организацию.

Директор Филиала ОАО «Ленэнерго» «Гатчинские электрические сети» сообщил «……» (письмо от 27.07.2012 № 032/2910) о невозможности выполнения обязательств по Договору № ОД-ГтЭС-5771-11/7666-Э-11 от 06.06.2011 технологического присоединения в связи с отсутствием источника финансирования мероприятий, предусмотренных техническими условиями.

В ответ на уведомление «……» в ОАО «Ленэнерго» о выполнении им технических условий к Договору № ОД-КнЭС-8660-11/14179-Э-11от 21.07.2011 и готовности принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств, директор Филиала ОАО «Ленэнерго» «Кингисеппские электрические сети» сообщил  заявителю (исх. № КнЭС/034/532 от 01.04.2013 и исх. № 8 от 06.05.2013) о невозможности выполнения сетевой организацией работ, предусмотренных техническими условиями, и невозможности присоединения электроустановок заявителя к электрическим сетям.

В ответ на обращения «……» (20.09.2012 № 038-29/1340) в сетевую организацию с целью согласования точки присоединения и совместного осмотра электроустановок заявителя, ОАО «Ленэнерго» сообщило (исх. № 038-29/1340 от 02.11.2011) о невозможности произвести указанные действия в связи с невыполнением сетевой организацией обязательств, предусмотренных Договорами № ОД-ПрЭС-10-7828/15492-Э-10 от 19.08.2010 и № ОД-ПрЭС-10-7763/15490-Э-10 от 19.08.2010 технологического присоединения.

Сетевая организация сообщила (исх. № ЛЭ/06-06/924 от 26.07.2013) Комиссии о намерениях выполнить мероприятия по осуществлению технологического присоединения энергопринмающих устройств «……..» к электрическим сетям, для чего включила работы, предусмотренные в технических условиях (приложение к Договору технологического присоединения), в Инвестиционную программу ОАО «Ленэнерго» на 2013 год.

На уведомление «………» (вх. № 827 от 01.02.2013) о выполнении технических условий (приложение к Договору № ОД-ГтЭС-16984-12/19853-Э-12 от 16.10.2012 технологического присоединения), директор Филиала ОАО «Ленэнерго» «Гатчинские электрические сети» сообщил заявителю (исх. № 032-10-764 от 11.02.2013) о невозможности выполнить со стороны сетевой организацией мероприятия, предусмотренные техническими условиями и отсутствием технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.

На уведомление «……..» (исх. № 1 от 20.08.2012) о выполнении технических условий по Договору № ОД-ЛЖС-8373-10/13586-Э-10 от 30.08.2010 технологического присоединения, сетевая организация сообщила заявителю (исх. № ЛЭ/16-04/1864 от 19.09.2012) о недостаточном финансировании мероприятий, о включении работ в Инвестиционную программу ОАО «Ленэнерго» на 2013 год и предложило установить новый (очередной) срок исполнения обязательств (исх. № ЛЭ/16-04/377 от 25.02.2013), путем заключения дополнительного соглашения к договору.

На заявление «………» (исх. № б/н от 27.08.2012), в связи с окончанием работ по выполнению технических условий (Приложение к Договору № ОД-ГтЭС-7129-11/13782-Э-11 от 29.06.2011 технологического присоединения), сетевая организация предложила заявителю установить новый срок исполнения обязательств по договору - 12 месяцев со дня заключения дополнительного соглашения к договору, а также сообщила о включении работ по технологическому присоединению энергопримающих устройств заявителя к электрическим сетям в Инвестиционную программу ОАО «Ленэнерго» на 2013 год.

ОАО «Ленэнерго» сообщило в Ленинградское УФАС России (вх. № ЛЭ/06-06/281 от 01.04.2013) о причинах неосуществления технологического присоединения энергопримающих устройств        «…….» к электрическим сетям в сроки, указанные в п.16 Правил технологического присоединения и согласованные Договором технологического присоединения, указав на то, что срок технологического присоединения (6 месяцев) несостыкован со сроками, предусмотренными другими нормативными актами, регулирующими отношения в электроэнергетике.

На уведомления «……..» (вх. № 3127 от 05.04.2013 и № 4167 от 30.04.2013), «……..» (вх. № 3124 от 05.04.2013), «……..» (вх. № 7125 от 05.04.2013 и № 4167 от 30.04.2013) о выполнении технических условий, сетевая организация не осуществила осмотр электроустановок заявителей.

ОАО «Ленэнерго» сообщило в Ленинградское УФАС России (исх. № ЛЭ/06-06/1195 от 18.09.2013) о причинах неосуществления технологического присоединения энергопримающих устройств заявителя «…….» к электрическим сетям в сроки, предусмотренные Договором технологического присоединения, указав на то, что срок технологического присоединения, согласованный в Договоре технологического присоединения и предусмотренный Правилами технологического присоединения не состыкован со сроками, указанными в других нормативных актах, регулирующих отношения в электроэнергетике. Сетевая организация не представила в Комиссию доказательства данного утверждения.

ОАО «Ленэнерго» представило в Комиссию раздел Инвестиционной программы ОАО «Ленэнерго» на 2013 год, в котором установлено окончание выполнения работ по технологическому присоединению энергопримающих устройств «………» к электрическим сетям - 3-й квартал 2014 года.

ОАО «Ленэнерго» сообщило в Ленинградское УФАС России(исх. № ЛЭ/06-06/1085 от 29.08.2013) о выполнении в полном объеме работ по осуществлению технологического присоединения энергопримающих устройств «……..» к электрическим сетям, указав на то что, планируемый срок подключения - сентябрь 2013 года. Однако сетевая организация не предоставила в Комиссию документы, подтверждающие технологическое присоединение электроустановок заявителя к электрическим сетям ОАО «Ленэнерго».

Представитель ОАО «Ленэнерго» на заседаниях Комиссии отстаивал позицию, изложенную в ответах заявителям и в Ленинградское УФАС России о том, что:

1)                cрок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, установленный Договором технологического присоединения и п. 16. Правил технологического присоединения, в 6 месяцев с даты заключения договора, не согласуется со сроками, предусмотренными другими нормативными актами, регулирующими отношения в электроэнергетике;

2)                затраты на исполнение Договоров технологического присоединения по заявкам заявителей, поданных после 15 марта календарного года, могут быть включены в инвестиционную программу общества только через два периода реализации, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977, субъект электроэнергетики направляет инвестиционную программу в Министерство энергетики Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации до 15 марта года, предшествующего периоду реализации;

3)                время необходимое для проведения конкурсных процедур и заключения всех необходимых договоров в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 08.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» суммарно превышают срок, предусмотренный для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленный п. 16 Правил технологического присоединения;

4)                срок, установленный п. 16 Правил технологического присоединения, не скоординирован со сроками, установленными постановлением от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» для разработки и согласования проектной документации для строительства объектов электросетевого хозяйства сетевой организации;

5)                недостаточное финансирование мероприятий для выполнения технических условий заявителей - физических лиц, присоединяющих 15 кВт включительно, исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей;

6)                ОАО «Ленэнерго» вправе, руководствуясь пунктом 1 статьи 28 Закона РФ о 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пунктом 1 статьи 450, статьей 451 ГК РФ, и пунктом 14 Договора технологического присоединения, предложить проекты дополнительного соглашения с новым сроком исполнения обязательств по договору.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и объяснения представителя ОАО «Ленэнерго», Комиссия пришла к следующим выводам.

ОАО «Ленэнерго» является сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям на территории Ленинградской области, а также сопутствующую указанному виду деятельности услугу по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям.

Передача электрической энергии потребителям по электрическим сетям осуществляется в условиях естественной монополии.

ОАО «Ленэнерго» ИНН 7803002209/КПП 783450001 (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1) является субъектом естественной монополии, включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % в границах присоединенных сетей на территории Ленинградской области приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 26.06.1996 № ТУ 02-РР.

Положениями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) интересов других лиц.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренный п. 16 Правил технологического присоединения и согласованный Договором технологического присоединения не может превышать 6 (шести) месяцев.

В соответствии со статьёй 310 Гражданского Кодекса РФ одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору и одностороннее изменение его условий не допускаются.

ОАО «Ленэнерго» вправе, руководствуясь пунктом 1 статьи 28 Закона РФ о 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пунктом 1 статьи 450, статьей 451 ГК РФ, предложить заявителям проекты дополнительных соглашений к договорам с новым сроком исполнения обязательств по договорам технологического присоединения. Однако,  в случае несогласия заявителей с такими предложениями, сетевая организация  не вправе настаивать на заключении таких дополнительных соглашений, поскольку такие действия могут содержать признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которым установлен запрет на навязывание невыгодных условий договора.

ОАО «Ленэнерго» не представило в Комиссию доказательства нестыковки срока 6 месяцев, установленного технологического для присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, со сроками, указанными в постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 977, а также сроками, определенными Федеральным законом от 08.07.2011 № 223-ФЗ, и установленными постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145.

ОАО «Ленэнерго» не обращалось в судебные инстанции за признанием несоответствующим законодательству Российской Федерации положений пункта 16 Правил технологического присоединения.

Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ, право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим имеют граждане, организации и иные лица, которые вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

ОАО «Ленэнерго» не вносило в Инвестиционные программы изменения, связанные с выполнением работ для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям в соответствии с нормами пункта 23 Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 «Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций».

С учетом изложенного, Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела № 581-05-2134-А/13, руководствуясь частью 1 статьи 23, частями 1, 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.       Признать бездействием со стороны ОАО «Ленэнерго» необоснованное неосуществление технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств граждан, что не соответствует Правилам технологического присоединения, нарушает условия заключенных с заявителями Договоров технологического присоединения, ущемляет их интересы, и, таким образом, нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

2.       Выдать ОАО «Ленэнерго» обязательное к исполнению предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3.       Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела № 581-05-2134-А/13 для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Ленэнерго» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31. «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

 

Председатель Комиссии                                                           

 

Члены Комиссии:                                                                    

 

Примечание: Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа, частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

25.10.2013 № Р/05/471-1

 

 

 

 

Генеральному директору

ОАО «Ленэнерго»

 

 

пл. Конституции, д.1,

Санкт - Петербург, 196247

(ответчик)

 

E-mail: CHNV77@yandex.ru

 

ул. Ткачей, д.18, кв.4,

Санкт-Петербург, 192029

(заявитель)

(заинтересованным лицам по списку, список прилагается)

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 581-05-2134-А/13

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                      г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения        -   10.10.2013

Дата изготовления решения в полном объеме          -   25.10.2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

Коннова Г.Н.

- заместителя руководителя управления-начальника

отдела естественных монополий, председателя Комиссии;

   

Исаченко А.Н.

- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии;

Белецкого Н.В.

 

- инспектора отдела естественных монополий, члена Комиссии,

в присутствии представителя ответчика - ведущего юрисконсульта юридического отдела Департамента правового обеспечения Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» (по доверенности № 37-13 от 15 января 2013г.), заявителя, заинтересованных лиц, рассмотрев материалы дела № 581-05-2134-А/13, возбужденного по признакам нарушения ОАО «Ленэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В Ленинградское УФАС России поступили на рассмотрение заявления граждан с жалобами на бездействие ОАО «Ленэнерго», выразившееся в неосуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей в нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения) и согласованные договорами № ОД-ГтЭС-5771-11/7666-Э-11 от 06.06.2011, № ОД-ГтЭС-7593-12/5162-Э-12 от 23.07.2012, № ОД-КнЭС-8660-11/14179-Э-11 от 21.07.2011 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор технологического присоединения), что ущемляет интересы заявителей.

Указанные заявления послужили основанием для возбуждения дела № 581-05-2134-А/13 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Ленэнерго» (далее - также Ответчик, сетевая организация) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В период рассмотрения дела № 581-05-2134-А/13 в Ленинградское УФАС России поступили заявления граждан (вх. № 2935 от 27.05.2013), (вх. № 5108 от 27.08.2013), (вх. № 3408 от 13.06.2013), (вх. № 3827 от 02.07.2013), (вх. № 3541 от 20.06.2013), (вх. № 3537 от 20.06.2013), (вх. № 3538 от 20.06.2013) с жалобами на бездействие ОАО «Ленэнерго» выразившиеся в неосуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей в сроки, предусмотренные Правилами технологического присоединения и согласованные Договорами технологического присоединения.

Обстоятельства указанных заявлений схожи с обстоятельствами рассматриваемого Комиссией дела № 581-05-2134-А/13.

Определениями от 27.08.2013 № О/05/3209-561, от 02.09.2013 № О/05/3288-572, от 16.09.2013 № О/05/3468-585, от 23.09.2013 № О/05/3568-599, вышеуказанные граждане привлечены к рассмотрению дела № 581-05-1612-А/13 в качестве заинтересованных лиц.

Из представленных с заявлениями документов и по запросам Комиссии установлено следующее.

В соответствии с п. 8 Правил технологического присоединения граждане (заявка № 11-7666 от 30.03.2011), (№ 12-5162 от 28.02.2012),(№ 11-14179 от 03.06.2011),(№ 10-15492 от 14.07.2010, № 10-15490 от 14.07.2010), (№ 12-19853 от 18.07.2012), (10-13586 от 18.06.2010), (№ 11-13782 от 31.05.2011), (№ 11-6464 от 21.03.2011), (№ 11-6472 от 24.05.2011), (№ 10-22050 от 13.01.2011) для заключения Договора технологического присоединения, с целью осуществления присоединения к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающих устройств, подали заявки в ближайшую сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участков заявителей. Между вышеуказанными гражданами и сетевой организацией были заключены Договоры технологического присоединения:

№ ОД-ГтЭС-5771-11/7666-Э-11 от 06.06.2011

№ ОД-ГтЭС-7593-12/5162-Э-12 от 23.07.2012

№ ОД-КнЭС-8660-11/14179-Э-11 от 21.07.2011

№ ОД-ПрЭС-10-7763/15490-Э-10 от 19.08.2010,

№ ОД-ПрЭС-10-7828/15492-Э-10

№ ОД-ГтЭС-16984-12/19853-Э-12 от 16.10.2012

№ ОД-ЛЖС-8373-10/13586-Э-10 от 30.08.2010

№ ОД-ГтЭС-7129-11/13782-Э-11 от 29.06.2011

№ ОД-ГтЭС-5456-11/6464-Э-11 от 25.05.2011

№ ОД –ГтЭС-5458-11/6472-Э-11 от 24.05.2011

№ ОД ГтЭС-14127-10/22050-Э-10 от 13.01.2011

По условиям п. 5 Договоров технологического присоединения срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения договора.

В соответствии с условиями п. 8 Договоров технологического присоединения заявители обязались надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителей мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителей, указанные в технических условиях и об этом уведомить сетевую организацию.

В соответствии с условиями п. 6 Договора технологического присоединения, сетевая организация обязалась исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях и, в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем. Не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, осуществить фактическую подачу напряжения с составлением надлежащих актов.

«…….». выполнили обязательства, предусмотренные п. 8. Договора технологического присоединения, о чем уведомили сетевую организацию.

Директор Филиала ОАО «Ленэнерго» «Гатчинские электрические сети» сообщил «……» (письмо от 27.07.2012 № 032/2910) о невозможности выполнения обязательств по Договору № ОД-ГтЭС-5771-11/7666-Э-11 от 06.06.2011 технологического присоединения в связи с отсутствием источника финансирования мероприятий, предусмотренных техническими условиями.

В ответ на уведомление «……» в ОАО «Ленэнерго» о выполнении им технических условий к Договору № ОД-КнЭС-8660-11/14179-Э-11от 21.07.2011 и готовности принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств, директор Филиала ОАО «Ленэнерго» «Кингисеппские электрические сети» сообщил  заявителю (исх. № КнЭС/034/532 от 01.04.2013 и исх. № 8 от 06.05.2013) о невозможности выполнения сетевой организацией работ, предусмотренных техническими условиями, и невозможности присоединения электроустановок заявителя к электрическим сетям.

В ответ на обращения «……» (20.09.2012 № 038-29/1340) в сетевую организацию с целью согласования точки присоединения и совместного осмотра электроустановок заявителя, ОАО «Ленэнерго» сообщило (исх. № 038-29/1340 от 02.11.2011) о невозможности произвести указанные действия в связи с невыполнением сетевой организацией обязательств, предусмотренных Договорами № ОД-ПрЭС-10-7828/15492-Э-10 от 19.08.2010 и № ОД-ПрЭС-10-7763/15490-Э-10 от 19.08.2010 технологического присоединения.

Сетевая организация сообщила (исх. № ЛЭ/06-06/924 от 26.07.2013) Комиссии о намерениях выполнить мероприятия по осуществлению технологического присоединения энергопринмающих устройств «……..» к электрическим сетям, для чего включила работы, предусмотренные в технических условиях (приложение к Договору технологического присоединения), в Инвестиционную программу ОАО «Ленэнерго» на 2013 год.

На уведомление «………» (вх. № 827 от 01.02.2013) о выполнении технических условий (приложение к Договору № ОД-ГтЭС-16984-12/19853-Э-12 от 16.10.2012 технологического присоединения), директор Филиала ОАО «Ленэнерго» «Гатчинские электрические сети» сообщил заявителю (исх. № 032-10-764 от 11.02.2013) о невозможности выполнить со стороны сетевой организацией мероприятия, предусмотренные техническими условиями и отсутствием технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.

На уведомление «……..» (исх. № 1 от 20.08.2012) о выполнении технических условий по Договору № ОД-ЛЖС-8373-10/13586-Э-10 от 30.08.2010 технологического присоединения, сетевая организация сообщила заявителю (исх. № ЛЭ/16-04/1864 от 19.09.2012) о недостаточном финансировании мероприятий, о включении работ в Инвестиционную программу ОАО «Ленэнерго» на 2013 год и предложило установить новый (очередной) срок исполнения обязательств (исх. № ЛЭ/16-04/377 от 25.02.2013), путем заключения дополнительного соглашения к договору.

На заявление «………» (исх. № б/н от 27.08.2012), в связи с окончанием работ по выполнению технических условий (Приложение к Договору № ОД-ГтЭС-7129-11/13782-Э-11 от 29.06.2011 технологического присоединения), сетевая организация предложила заявителю установить новый срок исполнения обязательств по договору - 12 месяцев со дня заключения дополнительного соглашения к договору, а также сообщила о включении работ по технологическому присоединению энергопримающих устройств заявителя к электрическим сетям в Инвестиционную программу ОАО «Ленэнерго» на 2013 год.

ОАО «Ленэнерго» сообщило в Ленинградское УФАС России (вх. № ЛЭ/06-06/281 от 01.04.2013) о причинах неосуществления технологического присоединения энергопримающих устройств        «…….» к электрическим сетям в сроки, указанные в п.16 Правил технологического присоединения и согласованные Договором технологического присоединения, указав на то, что срок технологического присоединения (6 месяцев) несостыкован со сроками, предусмотренными другими нормативными актами, регулирующими отношения в электроэнергетике.

На уведомления «……..» (вх. № 3127 от 05.04.2013 и № 4167 от 30.04.2013), «……..» (вх. № 3124 от 05.04.2013), «……..» (вх. № 7125 от 05.04.2013 и № 4167 от 30.04.2013) о выполнении технических условий, сетевая организация не осуществила осмотр электроустановок заявителей.

ОАО «Ленэнерго» сообщило в Ленинградское УФАС России (исх. № ЛЭ/06-06/1195 от 18.09.2013) о причинах неосуществления технологического присоединения энергопримающих устройств заявителя «…….» к электрическим сетям в сроки, предусмотренные Договором технологического присоединения, указав на то, что срок технологического присоединения, согласованный в Договоре технологического присоединения и предусмотренный Правилами технологического присоединения не состыкован со сроками, указанными в других нормативных актах, регулирующих отношения в электроэнергетике. Сетевая организация не представила в Комиссию доказательства данного утверждения.

ОАО «Ленэнерго» представило в Комиссию раздел Инвестиционной программы ОАО «Ленэнерго» на 2013 год, в котором установлено окончание выполнения работ по технологическому присоединению энергопримающих устройств «………» к электрическим сетям - 3-й квартал 2014 года.

ОАО «Ленэнерго» сообщило в Ленинградское УФАС России(исх. № ЛЭ/06-06/1085 от 29.08.2013) о выполнении в полном объеме работ по осуществлению технологического присоединения энергопримающих устройств «……..» к электрическим сетям, указав на то что, планируемый срок подключения - сентябрь 2013 года. Однако сетевая организация не предоставила в Комиссию документы, подтверждающие технологическое присоединение электроустановок заявителя к электрическим сетям ОАО «Ленэнерго».

Представитель ОАО «Ленэнерго» на заседаниях Комиссии отстаивал позицию, изложенную в ответах заявителям и в Ленинградское УФАС России о том, что:

1)                cрок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, установленный Договором технологического присоединения и п. 16. Правил технологического присоединения, в 6 месяцев с даты заключения договора, не согласуется со сроками, предусмотренными другими нормативными актами, регулирующими отношения в электроэнергетике;

2)                затраты на исполнение Договоров технологического присоединения по заявкам заявителей, поданных после 15 марта календарного года, могут быть включены в инвестиционную программу общества только через два периода реализации, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977, субъект электроэнергетики направляет инвестиционную программу в Министерство энергетики Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации до 15 марта года, предшествующего периоду реализации;

3)                время необходимое для проведения конкурсных процедур и заключения всех необходимых договоров в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 08.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» суммарно превышают срок, предусмотренный для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленный п. 16 Правил технологического присоединения;

4)                срок, установленный п. 16 Правил технологического присоединения, не скоординирован со сроками, установленными постановлением от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» для разработки и согласования проектной документации для строительства объектов электросетевого хозяйства сетевой организации;

5)                недостаточное финансирование мероприятий для выполнения технических условий заявителей - физических лиц, присоединяющих 15 кВт включительно, исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей;

6)                ОАО «Ленэнерго» вправе, руководствуясь пунктом 1 статьи 28 Закона РФ о 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пунктом 1 статьи 450, статьей 451 ГК РФ, и пунктом 14 Договора технологического присоединения, предложить проекты дополнительного соглашения с новым сроком исполнения обязательств по договору.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и объяснения представителя ОАО «Ленэнерго», Комиссия пришла к следующим выводам.

ОАО «Ленэнерго» является сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям на территории Ленинградской области, а также сопутствующую указанному виду деятельности услугу по технологическому присоединению новых потребителей к электрическим сетям.

Передача электрической энергии потребителям по электрическим сетям осуществляется в условиях естественной монополии.

ОАО «Ленэнерго» ИНН 7803002209/КПП 783450001 (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1) является субъектом естественной монополии, включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % в границах присоединенных сетей на территории Ленинградской области приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 26.06.1996 № ТУ 02-РР.

Положениями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) интересов других лиц.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренный п. 16 Правил технологического присоединения и согласованный Договором технологического присоединения не может превышать 6 (шести) месяцев.

В соответствии со статьёй 310 Гражданского Кодекса РФ одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору и одностороннее изменение его условий не допускаются.

ОАО «Ленэнерго» вправе, руководствуясь пунктом 1 статьи 28 Закона РФ о 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», пунктом 1 статьи 450, статьей 451 ГК РФ, предложить заявителям проекты дополнительных соглашений к договорам с новым сроком исполнения обязательств по договорам технологического присоединения. Однако,  в случае несогласия заявителей с такими предложениями, сетевая организация  не вправе настаивать на заключении таких дополнительных соглашений, поскольку такие действия могут содержать признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которым установлен запрет на навязывание невыгодных условий договора.

ОАО «Ленэнерго» не представило в Комиссию доказательства нестыковки срока 6 месяцев, установленного технологического для присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, со сроками, указанными в постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 977, а также сроками, определенными Федеральным законом от 08.07.2011 № 223-ФЗ, и установленными постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145.

ОАО «Ленэнерго» не обращалось в судебные инстанции за признанием несоответствующим законодательству Российской Федерации положений пункта 16 Правил технологического присоединения.

Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ, право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим имеют граждане, организации и иные лица, которые вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

ОАО «Ленэнерго» не вносило в Инвестиционные программы изменения, связанные с выполнением работ для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям в соответствии с нормами пункта 23 Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 «Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций».

С учетом изложенного, Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела № 581-05-2134-А/13, руководствуясь частью 1 статьи 23, частями 1, 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.       Признать бездействием со стороны ОАО «Ленэнерго» необоснованное неосуществление технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств граждан, что не соответствует Правилам технологического присоединения, нарушает условия заключенных с заявителями Договоров технологического присоединения, ущемляет их интересы, и, таким образом, нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

2.       Выдать ОАО «Ленэнерго» обязательное к исполнению предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3.       Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела № 581-05-2134-А/13 для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Ленэнерго» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31. «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

 

Председатель Комиссии                                                           

 

Члены Комиссии:                                                                    

 

Примечание: Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа, частью 2.2. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 581-05-2134-А/13 [format] => [safe_value] => 581-05-2134-А/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 224 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 224 [vid] => 6 [name] => Контроль естественных монополий [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-25 10:19:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-10 10:19:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1416396287 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Лениградское областное УФАС России )