РЕШЕНИЕ по делу № 494-04-А\11

Номер дела: по делу № 494-04-А\11
Дата публикации: 8 февраля 2012, 10:36

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 494-04-А\11

                                                                                               г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения 30 января 2012 г.

Дата изготовления решения в полном объеме 08 февраля 2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия),

 

рассмотрев дело № 494-04-А\11, возбужденное по признакам нарушения Администрацией МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области  части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1.   Дело о нарушении антимонопольного законодательства                       № 494-04-А\11 возбуждено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС, Управление) с учетом информации, содержащейся в материалах проверки соблюдения федерального законодательства при использовании муниципального имущества Гатчинского муниципального района, поступивших в Управление из Гатчинской городской прокуратуры.

          Согласно материалам проверки,   22.11.2009 г. администрацией МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области (далее – Администрация) заключен договор аренды от 20.11.2009 № 647, в соответствии с которым  ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» сроком на 11 месяцев переданы объекты коммунального назначения для оказания услуг населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Впоследствии,  к указанному договору заключены дополнительные соглашения № 1 от 28.01.2010 и № 4 от 05.05.2011, предусматривающие передачу ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» дополнительного имущества того же назначения. Из пояснений Администрации следует, что указанный договор заключен  на основании решения Ленинградского УФАС о предоставлении муниципальной преференции ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» в целях социального обслуживания населения в виде передачи в аренду муниципального имущества. Помимо этого, п. 3 Договора предусмотрена пролонгация его срока по согласованию сторон. В связи с отсутствием оснований у Администрации  для передачи муниципального имущества коммунального назначения Обществу без проведения торгов, путем заключения дополнительных соглашений к договору аренды, а так же установление фактически неопределенного срока действия данного договора, Гатчинская городская прокуратура усматривает в действиях Администрации признаки нарушения  части  1  статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

 

           2. Выслушав доводы сторон, оценив обстоятельства дела, Комиссия установила следующее:

 17.07.2009 г. Администрация направила в адрес Ленинградского УФАС обращение с просьбой согласовать передачу в аренду муниципального имущества коммунального назначения в виде зданий котельных, канализационных, водопроводных, тепловых сетей и др. ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» на период 2-3 лет без проведения торгов в связи с банкротством предприятий, за которыми данное имущество было закреплено ранее на праве хозяйственного ведения (МУП ЖКХ «СТЭК», МУП ЖКХ «Северный») и последующей передачей указанного имущества в казну муниципального образования по решению суда. Учитывая социально значимое назначение рассматриваемого имущества, Администрация исходила из необходимости обеспечить население коммунальными услугами в период государственной регистрации прав на объекты коммунального назначения.

09.10.2009  Ленинградским УФАС было принято решение о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» в виде передачи в аренду муниципального имущества в целях социального обслуживания населения на период  до завершения процедуры регистрации передачи имущества в казну муниципального образования.

 На основании  Постановления Администрации от 18.11.2009г. № 3319 «О сдаче в аренду имущества Гатчинского муниципального района ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района» Администрацией с Обществом был заключен договор аренды объектов коммунального назначения, балансовой  стоимостью 145 661 045,28 руб. сроком на 11 месяцев.

 На основании  Постановления Администрации от 28.01.2010 № 256 «О внесении изменений в договор аренды № 647 от 20.11.2009»  Администрацией было заключено дополнительное соглашение  с ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района»,  согласно которому Обществу было передано имущество коммунального назначения балансовой стоимостью 74 404 723.95 руб.

 На основании заявления ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района» от 05.05.2011 г. № 515,  Дополнительным соглашением от 05.05.2011 г. № 4 к договору аренды № 647 от 20.11.2009г. Обществу  была передана блок-модульная котельная балансовой стоимостью 2 972 124,41руб.

 Пунктом  3.3  Договора установлено, что если арендатор продолжает пользоваться объектом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Таким образом, указанный договор продлялся до настоящего времени и является действующим.

 

 3. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества предусмотрены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

 Согласно части 1 указанной статьи, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления может быть осуществлен только по результатам проведения торгов, за исключением исчерпывающего перечня случаев, указанных в настоящей статье.

Пунктом 9 указанной статьи предусмотрена возможность передачи муниципального имущества путем предоставления муниципальной преференции, в соответствии с установленным главой 5 Закона о защите конкуренции порядком.

  В соответствии с  Законом о защите конкуренции муниципальными преференциями является предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4);

 В силу части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, муниципальные преференции предоставляются на основании правовых актов органа местного самоуправления. Предоставление государственных и муниципальных преференций осуществляется с согласия антимонопольного органа в установленном статьёй 20 Закона о защите конкуренции порядке.

Согласно части 1 указанной статьи акт, которым предусматривается предоставление муниципальной преференции должен содержать указание цели предоставления и размер такой преференции, если она предоставляется путем передачи имущества.

Исходя из положений пункта 20 статьи 4 и части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, цель и размер предоставляемой преференции является существенным условием её предоставления.

 В соответствии с Положением «Об администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области», утвержденным Решением Совета депутатов Гатчинского муниципального района от 14.12.2005 № 18 (далее – Положение), Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области является исполнительным органом местного самоуправления Гатчинского района, в функции которого входит в т.ч. владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

        Согласно части 6 Положения, Актами Администрации являются Постановления и Распоряжения Главы Администрации. Акты Администрации, затрагивающие права граждан, а так же связанные с использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов принимаются в форме Постановлений.

        Таким образом, Постановление Администрации, предусматривающее  предоставление ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района» муниципальной преференции путем передачи муниципального имущества,  должно содержать существенные условия её предоставления, в частности – цель и размер, а так же собственно  указание на факт её предоставления.

          Из материалов дела следует, что муниципальные акты Администрации, на основании которых было передано муниципальное имущество, не содержат никаких сведений о предоставлении муниципальной преференции в отношении ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района».

Учитывая, что предусмотренные перечнем части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции условия передачи рассматриваемого имущества без проведения торгов конкретному хозяйствующему субъекту отсутствуют, заключение Администрацией договора аренды, предусматривающего передачу прав на муниципальное имущество с конкретных хозяйствующим субъектом без торгов является нарушением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

   Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствование доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на конкурсной основе позволяет обеспечить равный доступ к этому имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

 Учитывая наличие конкурентного рынка жилищно-коммунальных услуг в границах Ленинградской области, содержащего значительное число хозяйствующих субъектов, которые могут быть заинтересованы в приобретении вышеуказанных прав, предоставление таких прав конкретному лицу без проведения торгов исключает возможность соперничества хозяйствующих субъектов за право пользования муниципальным имуществом, что является ограничением конкуренции.

         Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в издании муниципальных актов, в частности  Постановления от 18.11.2009г. № 3319 «О сдаче в аренду имущества Гатчинского муниципального района ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района», Постановления от 28.01.2010 № 256 «О внесении изменений в договор аренды № 647 от 20.11.2009»,  в заключении договора аренды от 20.11.2009 № 647 в отношении муниципального имущества, состоящего из объектов коммунального назначения без проведения торгов на неопределенный срок,  а также последующей передачи муниципального имущества без проведения торгов, путем заключения дополнительных соглашений к указанному договору № 1 от 28.01.2010 и № 4 от 05.05.2011 с ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района»,   исключили равный доступ к указанному имуществу иных заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества хозяйствующих субъектов, ограничив конкуренцию.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 и 2 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 494-04-А\11

 

РЕШИЛА:

 

1.     Признать в действиях Администрации МО «Гатчинский муниципальный район»   Ленинградской области нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.     Признать в действиях Администрации МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.     Выдать Администрации МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а так же о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.

4.     Направить должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 6630 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 494-04-А\11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6630 [type] => solution [language] => ru [created] => 1328644800 [changed] => 1368722123 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722123 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 494-04-А\11

                                                                                               г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения 30 января 2012 г.

Дата изготовления решения в полном объеме 08 февраля 2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия),

 

рассмотрев дело № 494-04-А\11, возбужденное по признакам нарушения Администрацией МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области  части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1.   Дело о нарушении антимонопольного законодательства                       № 494-04-А\11 возбуждено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС, Управление) с учетом информации, содержащейся в материалах проверки соблюдения федерального законодательства при использовании муниципального имущества Гатчинского муниципального района, поступивших в Управление из Гатчинской городской прокуратуры.

          Согласно материалам проверки,   22.11.2009 г. администрацией МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области (далее – Администрация) заключен договор аренды от 20.11.2009 № 647, в соответствии с которым  ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» сроком на 11 месяцев переданы объекты коммунального назначения для оказания услуг населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Впоследствии,  к указанному договору заключены дополнительные соглашения № 1 от 28.01.2010 и № 4 от 05.05.2011, предусматривающие передачу ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» дополнительного имущества того же назначения. Из пояснений Администрации следует, что указанный договор заключен  на основании решения Ленинградского УФАС о предоставлении муниципальной преференции ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» в целях социального обслуживания населения в виде передачи в аренду муниципального имущества. Помимо этого, п. 3 Договора предусмотрена пролонгация его срока по согласованию сторон. В связи с отсутствием оснований у Администрации  для передачи муниципального имущества коммунального назначения Обществу без проведения торгов, путем заключения дополнительных соглашений к договору аренды, а так же установление фактически неопределенного срока действия данного договора, Гатчинская городская прокуратура усматривает в действиях Администрации признаки нарушения  части  1  статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

 

           2. Выслушав доводы сторон, оценив обстоятельства дела, Комиссия установила следующее:

 17.07.2009 г. Администрация направила в адрес Ленинградского УФАС обращение с просьбой согласовать передачу в аренду муниципального имущества коммунального назначения в виде зданий котельных, канализационных, водопроводных, тепловых сетей и др. ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» на период 2-3 лет без проведения торгов в связи с банкротством предприятий, за которыми данное имущество было закреплено ранее на праве хозяйственного ведения (МУП ЖКХ «СТЭК», МУП ЖКХ «Северный») и последующей передачей указанного имущества в казну муниципального образования по решению суда. Учитывая социально значимое назначение рассматриваемого имущества, Администрация исходила из необходимости обеспечить население коммунальными услугами в период государственной регистрации прав на объекты коммунального назначения.

09.10.2009  Ленинградским УФАС было принято решение о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» в виде передачи в аренду муниципального имущества в целях социального обслуживания населения на период  до завершения процедуры регистрации передачи имущества в казну муниципального образования.

 На основании  Постановления Администрации от 18.11.2009г. № 3319 «О сдаче в аренду имущества Гатчинского муниципального района ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района» Администрацией с Обществом был заключен договор аренды объектов коммунального назначения, балансовой  стоимостью 145 661 045,28 руб. сроком на 11 месяцев.

 На основании  Постановления Администрации от 28.01.2010 № 256 «О внесении изменений в договор аренды № 647 от 20.11.2009»  Администрацией было заключено дополнительное соглашение  с ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района»,  согласно которому Обществу было передано имущество коммунального назначения балансовой стоимостью 74 404 723.95 руб.

 На основании заявления ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района» от 05.05.2011 г. № 515,  Дополнительным соглашением от 05.05.2011 г. № 4 к договору аренды № 647 от 20.11.2009г. Обществу  была передана блок-модульная котельная балансовой стоимостью 2 972 124,41руб.

 Пунктом  3.3  Договора установлено, что если арендатор продолжает пользоваться объектом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Таким образом, указанный договор продлялся до настоящего времени и является действующим.

 

 3. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества предусмотрены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

 Согласно части 1 указанной статьи, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления может быть осуществлен только по результатам проведения торгов, за исключением исчерпывающего перечня случаев, указанных в настоящей статье.

Пунктом 9 указанной статьи предусмотрена возможность передачи муниципального имущества путем предоставления муниципальной преференции, в соответствии с установленным главой 5 Закона о защите конкуренции порядком.

  В соответствии с  Законом о защите конкуренции муниципальными преференциями является предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4);

 В силу части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, муниципальные преференции предоставляются на основании правовых актов органа местного самоуправления. Предоставление государственных и муниципальных преференций осуществляется с согласия антимонопольного органа в установленном статьёй 20 Закона о защите конкуренции порядке.

Согласно части 1 указанной статьи акт, которым предусматривается предоставление муниципальной преференции должен содержать указание цели предоставления и размер такой преференции, если она предоставляется путем передачи имущества.

Исходя из положений пункта 20 статьи 4 и части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, цель и размер предоставляемой преференции является существенным условием её предоставления.

 В соответствии с Положением «Об администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области», утвержденным Решением Совета депутатов Гатчинского муниципального района от 14.12.2005 № 18 (далее – Положение), Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области является исполнительным органом местного самоуправления Гатчинского района, в функции которого входит в т.ч. владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

        Согласно части 6 Положения, Актами Администрации являются Постановления и Распоряжения Главы Администрации. Акты Администрации, затрагивающие права граждан, а так же связанные с использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов принимаются в форме Постановлений.

        Таким образом, Постановление Администрации, предусматривающее  предоставление ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района» муниципальной преференции путем передачи муниципального имущества,  должно содержать существенные условия её предоставления, в частности – цель и размер, а так же собственно  указание на факт её предоставления.

          Из материалов дела следует, что муниципальные акты Администрации, на основании которых было передано муниципальное имущество, не содержат никаких сведений о предоставлении муниципальной преференции в отношении ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района».

Учитывая, что предусмотренные перечнем части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции условия передачи рассматриваемого имущества без проведения торгов конкретному хозяйствующему субъекту отсутствуют, заключение Администрацией договора аренды, предусматривающего передачу прав на муниципальное имущество с конкретных хозяйствующим субъектом без торгов является нарушением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

   Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствование доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на конкурсной основе позволяет обеспечить равный доступ к этому имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

 Учитывая наличие конкурентного рынка жилищно-коммунальных услуг в границах Ленинградской области, содержащего значительное число хозяйствующих субъектов, которые могут быть заинтересованы в приобретении вышеуказанных прав, предоставление таких прав конкретному лицу без проведения торгов исключает возможность соперничества хозяйствующих субъектов за право пользования муниципальным имуществом, что является ограничением конкуренции.

         Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в издании муниципальных актов, в частности  Постановления от 18.11.2009г. № 3319 «О сдаче в аренду имущества Гатчинского муниципального района ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района», Постановления от 28.01.2010 № 256 «О внесении изменений в договор аренды № 647 от 20.11.2009»,  в заключении договора аренды от 20.11.2009 № 647 в отношении муниципального имущества, состоящего из объектов коммунального назначения без проведения торгов на неопределенный срок,  а также последующей передачи муниципального имущества без проведения торгов, путем заключения дополнительных соглашений к указанному договору № 1 от 28.01.2010 и № 4 от 05.05.2011 с ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района»,   исключили равный доступ к указанному имуществу иных заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества хозяйствующих субъектов, ограничив конкуренцию.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 и 2 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 494-04-А\11

 

РЕШИЛА:

 

1.     Признать в действиях Администрации МО «Гатчинский муниципальный район»   Ленинградской области нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.     Признать в действиях Администрации МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.     Выдать Администрации МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а так же о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.

4.     Направить должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 494-04-А\11

                                                                                               г. Санкт-Петербург

 

Дата оглашения резолютивной части решения 30 января 2012 г.

Дата изготовления решения в полном объеме 08 февраля 2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия),

 

рассмотрев дело № 494-04-А\11, возбужденное по признакам нарушения Администрацией МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области  части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

1.   Дело о нарушении антимонопольного законодательства                       № 494-04-А\11 возбуждено Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Ленинградское УФАС, Управление) с учетом информации, содержащейся в материалах проверки соблюдения федерального законодательства при использовании муниципального имущества Гатчинского муниципального района, поступивших в Управление из Гатчинской городской прокуратуры.

          Согласно материалам проверки,   22.11.2009 г. администрацией МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области (далее – Администрация) заключен договор аренды от 20.11.2009 № 647, в соответствии с которым  ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» сроком на 11 месяцев переданы объекты коммунального назначения для оказания услуг населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Впоследствии,  к указанному договору заключены дополнительные соглашения № 1 от 28.01.2010 и № 4 от 05.05.2011, предусматривающие передачу ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» дополнительного имущества того же назначения. Из пояснений Администрации следует, что указанный договор заключен  на основании решения Ленинградского УФАС о предоставлении муниципальной преференции ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» в целях социального обслуживания населения в виде передачи в аренду муниципального имущества. Помимо этого, п. 3 Договора предусмотрена пролонгация его срока по согласованию сторон. В связи с отсутствием оснований у Администрации  для передачи муниципального имущества коммунального назначения Обществу без проведения торгов, путем заключения дополнительных соглашений к договору аренды, а так же установление фактически неопределенного срока действия данного договора, Гатчинская городская прокуратура усматривает в действиях Администрации признаки нарушения  части  1  статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

 

           2. Выслушав доводы сторон, оценив обстоятельства дела, Комиссия установила следующее:

 17.07.2009 г. Администрация направила в адрес Ленинградского УФАС обращение с просьбой согласовать передачу в аренду муниципального имущества коммунального назначения в виде зданий котельных, канализационных, водопроводных, тепловых сетей и др. ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» на период 2-3 лет без проведения торгов в связи с банкротством предприятий, за которыми данное имущество было закреплено ранее на праве хозяйственного ведения (МУП ЖКХ «СТЭК», МУП ЖКХ «Северный») и последующей передачей указанного имущества в казну муниципального образования по решению суда. Учитывая социально значимое назначение рассматриваемого имущества, Администрация исходила из необходимости обеспечить население коммунальными услугами в период государственной регистрации прав на объекты коммунального назначения.

09.10.2009  Ленинградским УФАС было принято решение о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» в виде передачи в аренду муниципального имущества в целях социального обслуживания населения на период  до завершения процедуры регистрации передачи имущества в казну муниципального образования.

 На основании  Постановления Администрации от 18.11.2009г. № 3319 «О сдаче в аренду имущества Гатчинского муниципального района ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района» Администрацией с Обществом был заключен договор аренды объектов коммунального назначения, балансовой  стоимостью 145 661 045,28 руб. сроком на 11 месяцев.

 На основании  Постановления Администрации от 28.01.2010 № 256 «О внесении изменений в договор аренды № 647 от 20.11.2009»  Администрацией было заключено дополнительное соглашение  с ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района»,  согласно которому Обществу было передано имущество коммунального назначения балансовой стоимостью 74 404 723.95 руб.

 На основании заявления ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района» от 05.05.2011 г. № 515,  Дополнительным соглашением от 05.05.2011 г. № 4 к договору аренды № 647 от 20.11.2009г. Обществу  была передана блок-модульная котельная балансовой стоимостью 2 972 124,41руб.

 Пунктом  3.3  Договора установлено, что если арендатор продолжает пользоваться объектом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Таким образом, указанный договор продлялся до настоящего времени и является действующим.

 

 3. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества предусмотрены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

 Согласно части 1 указанной статьи, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления может быть осуществлен только по результатам проведения торгов, за исключением исчерпывающего перечня случаев, указанных в настоящей статье.

Пунктом 9 указанной статьи предусмотрена возможность передачи муниципального имущества путем предоставления муниципальной преференции, в соответствии с установленным главой 5 Закона о защите конкуренции порядком.

  В соответствии с  Законом о защите конкуренции муниципальными преференциями является предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4);

 В силу части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, муниципальные преференции предоставляются на основании правовых актов органа местного самоуправления. Предоставление государственных и муниципальных преференций осуществляется с согласия антимонопольного органа в установленном статьёй 20 Закона о защите конкуренции порядке.

Согласно части 1 указанной статьи акт, которым предусматривается предоставление муниципальной преференции должен содержать указание цели предоставления и размер такой преференции, если она предоставляется путем передачи имущества.

Исходя из положений пункта 20 статьи 4 и части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, цель и размер предоставляемой преференции является существенным условием её предоставления.

 В соответствии с Положением «Об администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области», утвержденным Решением Совета депутатов Гатчинского муниципального района от 14.12.2005 № 18 (далее – Положение), Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области является исполнительным органом местного самоуправления Гатчинского района, в функции которого входит в т.ч. владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

        Согласно части 6 Положения, Актами Администрации являются Постановления и Распоряжения Главы Администрации. Акты Администрации, затрагивающие права граждан, а так же связанные с использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов принимаются в форме Постановлений.

        Таким образом, Постановление Администрации, предусматривающее  предоставление ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района» муниципальной преференции путем передачи муниципального имущества,  должно содержать существенные условия её предоставления, в частности – цель и размер, а так же собственно  указание на факт её предоставления.

          Из материалов дела следует, что муниципальные акты Администрации, на основании которых было передано муниципальное имущество, не содержат никаких сведений о предоставлении муниципальной преференции в отношении ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района».

Учитывая, что предусмотренные перечнем части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции условия передачи рассматриваемого имущества без проведения торгов конкретному хозяйствующему субъекту отсутствуют, заключение Администрацией договора аренды, предусматривающего передачу прав на муниципальное имущество с конкретных хозяйствующим субъектом без торгов является нарушением части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

   Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствование доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на конкурсной основе позволяет обеспечить равный доступ к этому имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

 Учитывая наличие конкурентного рынка жилищно-коммунальных услуг в границах Ленинградской области, содержащего значительное число хозяйствующих субъектов, которые могут быть заинтересованы в приобретении вышеуказанных прав, предоставление таких прав конкретному лицу без проведения торгов исключает возможность соперничества хозяйствующих субъектов за право пользования муниципальным имуществом, что является ограничением конкуренции.

         Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в издании муниципальных актов, в частности  Постановления от 18.11.2009г. № 3319 «О сдаче в аренду имущества Гатчинского муниципального района ОАО «Коммунальные системы «Гатчинского района», Постановления от 28.01.2010 № 256 «О внесении изменений в договор аренды № 647 от 20.11.2009»,  в заключении договора аренды от 20.11.2009 № 647 в отношении муниципального имущества, состоящего из объектов коммунального назначения без проведения торгов на неопределенный срок,  а также последующей передачи муниципального имущества без проведения торгов, путем заключения дополнительных соглашений к указанному договору № 1 от 28.01.2010 и № 4 от 05.05.2011 с ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района»,   исключили равный доступ к указанному имуществу иных заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества хозяйствующих субъектов, ограничив конкуренцию.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 и 2 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ленинградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 494-04-А\11

 

РЕШИЛА:

 

1.     Признать в действиях Администрации МО «Гатчинский муниципальный район»   Ленинградской области нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.     Признать в действиях Администрации МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.     Выдать Администрации МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а так же о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.

4.     Направить должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => по делу № 494-04-А\11 [format] => [safe_value] => по делу № 494-04-А\11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль закупок

 

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и рекламы

Куратор направления: Русанова Елена Николаевна, заместитель руководителя Ленинградского УФАС России

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Противодействие монополистической деятельности и картелям

 

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
  • контроль за соблюдением принципов добросовестной конкуренции на торгах.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] =>

 Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.
[format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-08 06:36:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-08 06:36:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1330929495 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Лениградское областное УФАС России )