Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-44166/2012

Номер дела: № А56-44166/2012
Дата публикации: 9 октября 2012, 15:34

 

А56-44166/2012
 
 
 
3504/2012-369439(1)
 
 
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
 
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
 
г. Санкт-Петербург
09 октября 2012 годаДело № А56-44166/2012
 
     Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2012 года.
     Полный текст решения изготовлен 09 октября 2012 года.
     
     Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Галкиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сабировым Э.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
 
заявитель: Индивидуальный предприниматель Егоров Сергей Валерьевич
заинтересованное лицо: 1) Управление Федеральной антимонопольной службы России по Ленинградской области  
2) Администрация муниципального образования Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области
Третье лицо: Индивидуальный предприниматель Спиркова Ирина Борисовна
 
о признании незаконным решения от 13.06.2012 и предписания от 13.06.2012 по делу №495-04-4361-А/11
 
при участии
от заявителя: Лобанов А.В., доверенность от 08.08.2012
от заинтересованного лица: 1) Масякина К.Ю., доверенность №45 от 07.11.2011
                                                    Васильев Д.В., доверенность №44 от 31.10.2011
                                                 2) не явился
от третьего лица: Спиркова И.Б., личность удостоверена по паспорту
 
 
установил:
 
            Индивидуальный предприниматель Егоров Сергей Валерьевич обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ленинградской области от 13.06.2012 и предписания от 13.06.2012 по делу №495-04-4361-А/11.
     Управление заявленные требования не признало, поскольку предписание является законным и обоснованным.
     Третье лицо поддержало позицию Управления и просило в удовлетворении требований отказать.
     Представитель Администрации в судебное заседание не явился, отзыв не представил. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ее представителя.
     Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:
     В соответствии с Постановлением Администрации МО Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) №277 от 23.09.2009 был проведен конкурс на право заключения концессионного соглашения по строительству первой очереди объектов кладбища с последующей его эксплуатацией на период до 10 лет.
       02.11.2009 между Администрацией и Индивидуальным предпринимателем Егоровым С.В. было заключено концессионное соглашение №2, согласно пунктам 40-41 которого ведение любой деятельности, связанной с похоронным обслуживанием на территории объекта соглашения прочими компаниями и частными лицами допускается только с письменного согласия концессионера, а кроме того, розничная торговля на прилегающей к объекту соглашения территории допускается только с письменного согласия концессионера.
     Посчитав, что данные пункты концессионного соглашения ущемляют законные права и интересы лиц, осуществляющих экономическую деятельность в данной сфере на территории города Бокситогорска, Управлением ФАС России по Ленинградской области на основании обращения Индивидуального предпринимателя Спирковой И.Б. было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №495-04-4361-А/11.
     По результатам рассмотрения данного дела Управлением ФАС России по Ленинградской области вынесено решение №Р/04/210 от 13.06.2012, согласно которому в действиях Администрации МО Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области признано нарушение части 1 статьи 15, части 3 статьи 15, статьи 16 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». А также в действиях Индивидуального предпринимателя Егорова С.В. признано нарушение статьи 16 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
     Заявителю 13.06.2012 выдано предписание №П/04/1600-112 по делу №495-04-4361-А/11 об устранении в срок до 01.07.2012 нарушений, а именно:
     Исключить из концессионного соглашения от 02.11.2009 №2 пунктов 40 и 41, ограничивающих конкуренцию и не препятствовать хозяйствующим субъектам в осуществлении деятельности в сфере похоронного обслуживания населения на территории нового Бокситогорского городского кладбища, расположенного по адресу: Ленинградская область, г.Бокситогорск, район бывшего аэродрома.
     Предприниматель не согласился с данными решением и предписанием и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
     Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
     Пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. Согласно пункту 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
     Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления самостоятельно.
     Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.
        В части 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» содержится запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Часть 1 названной статьи запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
     Таким образом, само по себе нахождение общественного кладбища в ведении хозяйствующего субъекта и осуществление последним функций выделения земельных участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений противоречит законодательству.
     В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
     Для признания действий субъектов нарушающими требования указанной нормы необходимым условием является установление фактов наличия соглашения или согласованности действий этих субъектов и наступления (возможности наступления) определенных в этой норме последствий.
     Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке (ч. 1 ст. 8 Закона N 135-ФЗ).
     В п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными, арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
     В данном случае согласованность действий выражается в фактической передаче администрацией в ведение предпринимателю городского кладбища, что создает преимущественные условия для его деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам и приводит к ограничению доступа на товарный рынок оказания услуг по погребению другим хозяйствующим субъектам на территории нового кладбища г. Бокситогорска.
     Перечень объектов концессионного соглашения установлен статьей 4 Закона №115-ФЗ, из которой следует, что общественные кладбища и (или) земли, предназначенные для погребения, имеющие специальный имущественный статус, не могут быть объектом концессионного соглашения. Кроме того, заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие об ущемлении его законных прав и интересов на осуществление деятельности по оказанию ритуальных услуг на новом кладбище в городе Бокситогорск Ленинградской области при исключении из концессионного договора пунктов 40 и 41.
     На основании изложенного, решение и предписание антимонопольного органа являются законными и обоснованными, поскольку согласованные действия Администрации и предпринимателя нарушают положения Закона о защите конкуренции.
     Таким образом, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
           Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, арбитражный суд
 
РЕШИЛ:
 
1. В удовлетворении требований о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ленинградской области от 13.06.2012 и признании незаконным и отмене предписания от 13.06.2012 по делу №495-04-4361-А/11 отказать.
 
2. Расходы по госпошлине оставить на заявителе.
 
     На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
 
 
        Судья         Галкина Т.В.
 
stdClass Object ( [vid] => 8001 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-44166/2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8001 [type] => solution [language] => ru [created] => 1349726400 [changed] => 1368722123 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368722123 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

А56-44166/2012
 
 
 
3504/2012-369439(1)
 
 
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
 
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
 
г. Санкт-Петербург
09 октября 2012 годаДело № А56-44166/2012
 
     Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2012 года.
     Полный текст решения изготовлен 09 октября 2012 года.
     
     Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Галкиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сабировым Э.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
 
заявитель: Индивидуальный предприниматель Егоров Сергей Валерьевич
заинтересованное лицо: 1) Управление Федеральной антимонопольной службы России по Ленинградской области  
2) Администрация муниципального образования Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области
Третье лицо: Индивидуальный предприниматель Спиркова Ирина Борисовна
 
о признании незаконным решения от 13.06.2012 и предписания от 13.06.2012 по делу №495-04-4361-А/11
 
при участии
от заявителя: Лобанов А.В., доверенность от 08.08.2012
от заинтересованного лица: 1) Масякина К.Ю., доверенность №45 от 07.11.2011
                                                    Васильев Д.В., доверенность №44 от 31.10.2011
                                                 2) не явился
от третьего лица: Спиркова И.Б., личность удостоверена по паспорту
 
 
установил:
 
            Индивидуальный предприниматель Егоров Сергей Валерьевич обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ленинградской области от 13.06.2012 и предписания от 13.06.2012 по делу №495-04-4361-А/11.
     Управление заявленные требования не признало, поскольку предписание является законным и обоснованным.
     Третье лицо поддержало позицию Управления и просило в удовлетворении требований отказать.
     Представитель Администрации в судебное заседание не явился, отзыв не представил. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ее представителя.
     Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:
     В соответствии с Постановлением Администрации МО Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) №277 от 23.09.2009 был проведен конкурс на право заключения концессионного соглашения по строительству первой очереди объектов кладбища с последующей его эксплуатацией на период до 10 лет.
       02.11.2009 между Администрацией и Индивидуальным предпринимателем Егоровым С.В. было заключено концессионное соглашение №2, согласно пунктам 40-41 которого ведение любой деятельности, связанной с похоронным обслуживанием на территории объекта соглашения прочими компаниями и частными лицами допускается только с письменного согласия концессионера, а кроме того, розничная торговля на прилегающей к объекту соглашения территории допускается только с письменного согласия концессионера.
     Посчитав, что данные пункты концессионного соглашения ущемляют законные права и интересы лиц, осуществляющих экономическую деятельность в данной сфере на территории города Бокситогорска, Управлением ФАС России по Ленинградской области на основании обращения Индивидуального предпринимателя Спирковой И.Б. было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №495-04-4361-А/11.
     По результатам рассмотрения данного дела Управлением ФАС России по Ленинградской области вынесено решение №Р/04/210 от 13.06.2012, согласно которому в действиях Администрации МО Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области признано нарушение части 1 статьи 15, части 3 статьи 15, статьи 16 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». А также в действиях Индивидуального предпринимателя Егорова С.В. признано нарушение статьи 16 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
     Заявителю 13.06.2012 выдано предписание №П/04/1600-112 по делу №495-04-4361-А/11 об устранении в срок до 01.07.2012 нарушений, а именно:
     Исключить из концессионного соглашения от 02.11.2009 №2 пунктов 40 и 41, ограничивающих конкуренцию и не препятствовать хозяйствующим субъектам в осуществлении деятельности в сфере похоронного обслуживания населения на территории нового Бокситогорского городского кладбища, расположенного по адресу: Ленинградская область, г.Бокситогорск, район бывшего аэродрома.
     Предприниматель не согласился с данными решением и предписанием и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
     Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
     Пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. Согласно пункту 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
     Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления самостоятельно.
     Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.
        В части 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» содержится запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Часть 1 названной статьи запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
     Таким образом, само по себе нахождение общественного кладбища в ведении хозяйствующего субъекта и осуществление последним функций выделения земельных участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений противоречит законодательству.
     В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
     Для признания действий субъектов нарушающими требования указанной нормы необходимым условием является установление фактов наличия соглашения или согласованности действий этих субъектов и наступления (возможности наступления) определенных в этой норме последствий.
     Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке (ч. 1 ст. 8 Закона N 135-ФЗ).
     В п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными, арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
     В данном случае согласованность действий выражается в фактической передаче администрацией в ведение предпринимателю городского кладбища, что создает преимущественные условия для его деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам и приводит к ограничению доступа на товарный рынок оказания услуг по погребению другим хозяйствующим субъектам на территории нового кладбища г. Бокситогорска.
     Перечень объектов концессионного соглашения установлен статьей 4 Закона №115-ФЗ, из которой следует, что общественные кладбища и (или) земли, предназначенные для погребения, имеющие специальный имущественный статус, не могут быть объектом концессионного соглашения. Кроме того, заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие об ущемлении его законных прав и интересов на осуществление деятельности по оказанию ритуальных услуг на новом кладбище в городе Бокситогорск Ленинградской области при исключении из концессионного договора пунктов 40 и 41.
     На основании изложенного, решение и предписание антимонопольного органа являются законными и обоснованными, поскольку согласованные действия Администрации и предпринимателя нарушают положения Закона о защите конкуренции.
     Таким образом, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
           Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, арбитражный суд
 
РЕШИЛ:
 
1. В удовлетворении требований о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ленинградской области от 13.06.2012 и признании незаконным и отмене предписания от 13.06.2012 по делу №495-04-4361-А/11 отказать.
 
2. Расходы по госпошлине оставить на заявителе.
 
     На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
 
 
        Судья         Галкина Т.В.
 
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

А56-44166/2012
 
 
 
3504/2012-369439(1)
 
 
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
 
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
 
г. Санкт-Петербург
09 октября 2012 годаДело № А56-44166/2012
 
     Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2012 года.
     Полный текст решения изготовлен 09 октября 2012 года.
     
     Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Галкиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сабировым Э.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
 
заявитель: Индивидуальный предприниматель Егоров Сергей Валерьевич
заинтересованное лицо: 1) Управление Федеральной антимонопольной службы России по Ленинградской области  
2) Администрация муниципального образования Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области
Третье лицо: Индивидуальный предприниматель Спиркова Ирина Борисовна
 
о признании незаконным решения от 13.06.2012 и предписания от 13.06.2012 по делу №495-04-4361-А/11
 
при участии
от заявителя: Лобанов А.В., доверенность от 08.08.2012
от заинтересованного лица: 1) Масякина К.Ю., доверенность №45 от 07.11.2011
                                                    Васильев Д.В., доверенность №44 от 31.10.2011
                                                 2) не явился
от третьего лица: Спиркова И.Б., личность удостоверена по паспорту
 
 
установил:
 
            Индивидуальный предприниматель Егоров Сергей Валерьевич обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ленинградской области от 13.06.2012 и предписания от 13.06.2012 по делу №495-04-4361-А/11.
     Управление заявленные требования не признало, поскольку предписание является законным и обоснованным.
     Третье лицо поддержало позицию Управления и просило в удовлетворении требований отказать.
     Представитель Администрации в судебное заседание не явился, отзыв не представил. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ее представителя.
     Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:
     В соответствии с Постановлением Администрации МО Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) №277 от 23.09.2009 был проведен конкурс на право заключения концессионного соглашения по строительству первой очереди объектов кладбища с последующей его эксплуатацией на период до 10 лет.
       02.11.2009 между Администрацией и Индивидуальным предпринимателем Егоровым С.В. было заключено концессионное соглашение №2, согласно пунктам 40-41 которого ведение любой деятельности, связанной с похоронным обслуживанием на территории объекта соглашения прочими компаниями и частными лицами допускается только с письменного согласия концессионера, а кроме того, розничная торговля на прилегающей к объекту соглашения территории допускается только с письменного согласия концессионера.
     Посчитав, что данные пункты концессионного соглашения ущемляют законные права и интересы лиц, осуществляющих экономическую деятельность в данной сфере на территории города Бокситогорска, Управлением ФАС России по Ленинградской области на основании обращения Индивидуального предпринимателя Спирковой И.Б. было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №495-04-4361-А/11.
     По результатам рассмотрения данного дела Управлением ФАС России по Ленинградской области вынесено решение №Р/04/210 от 13.06.2012, согласно которому в действиях Администрации МО Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области признано нарушение части 1 статьи 15, части 3 статьи 15, статьи 16 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». А также в действиях Индивидуального предпринимателя Егорова С.В. признано нарушение статьи 16 Федерального Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
     Заявителю 13.06.2012 выдано предписание №П/04/1600-112 по делу №495-04-4361-А/11 об устранении в срок до 01.07.2012 нарушений, а именно:
     Исключить из концессионного соглашения от 02.11.2009 №2 пунктов 40 и 41, ограничивающих конкуренцию и не препятствовать хозяйствующим субъектам в осуществлении деятельности в сфере похоронного обслуживания населения на территории нового Бокситогорского городского кладбища, расположенного по адресу: Ленинградская область, г.Бокситогорск, район бывшего аэродрома.
     Предприниматель не согласился с данными решением и предписанием и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
     Требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
     Пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. Согласно пункту 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
     Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления самостоятельно.
     Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.
        В части 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» содержится запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Часть 1 названной статьи запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
     Таким образом, само по себе нахождение общественного кладбища в ведении хозяйствующего субъекта и осуществление последним функций выделения земельных участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений противоречит законодательству.
     В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
     Для признания действий субъектов нарушающими требования указанной нормы необходимым условием является установление фактов наличия соглашения или согласованности действий этих субъектов и наступления (возможности наступления) определенных в этой норме последствий.
     Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке (ч. 1 ст. 8 Закона N 135-ФЗ).
     В п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными, арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
     В данном случае согласованность действий выражается в фактической передаче администрацией в ведение предпринимателю городского кладбища, что создает преимущественные условия для его деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам и приводит к ограничению доступа на товарный рынок оказания услуг по погребению другим хозяйствующим субъектам на территории нового кладбища г. Бокситогорска.
     Перечень объектов концессионного соглашения установлен статьей 4 Закона №115-ФЗ, из которой следует, что общественные кладбища и (или) земли, предназначенные для погребения, имеющие специальный имущественный статус, не могут быть объектом концессионного соглашения. Кроме того, заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие об ущемлении его законных прав и интересов на осуществление деятельности по оказанию ритуальных услуг на новом кладбище в городе Бокситогорск Ленинградской области при исключении из концессионного договора пунктов 40 и 41.
     На основании изложенного, решение и предписание антимонопольного органа являются законными и обоснованными, поскольку согласованные действия Администрации и предпринимателя нарушают положения Закона о защите конкуренции.
     Таким образом, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
           Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, арбитражный суд
 
РЕШИЛ:
 
1. В удовлетворении требований о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ленинградской области от 13.06.2012 и признании незаконным и отмене предписания от 13.06.2012 по делу №495-04-4361-А/11 отказать.
 
2. Расходы по госпошлине оставить на заявителе.
 
     На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
 
 
        Судья         Галкина Т.В.
 
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А56-44166/2012 [format] => [safe_value] => № А56-44166/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль закупок

 

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и рекламы

Куратор направления: Русанова Елена Николаевна, заместитель руководителя Ленинградского УФАС России

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Противодействие монополистической деятельности и картелям

 

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
  • контроль за соблюдением принципов добросовестной конкуренции на торгах.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] =>

 Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.
[format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-09 11:34:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-10-09 11:34:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1356435359 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Лениградское областное УФАС России )