Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Решение № А56-12215/2013

Номер дела: № А56-12215/2013
Дата публикации: 20 мая 2013, 14:31

 

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург
17 мая 2013 годаДело № А56-12215/2013

     Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2013 года. Полный текст решения изготовлен 17 мая 2013 года.
     
     Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Синицыной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Анисимовой О.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Администрация Муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области 
третье лицо Муниципальное  предприятие "Тепловые сети"
об оспаривании решения по делу №833-04-А/12 от 28.01.2013 №Р/04/21, предписания от 28.01.2013 №П/04/247-13
при участии
от заявителя: Максимов В.В., дов. от 13.12.2012
от заинтересованного лица:  Масяпина К.Ю., дов. от 07.11.2012 №92. 
от третьего лица: не явился, извещен
 

установил:

     Администрация Муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании  решения по делу №833-04-А/12 от 28.01.2013 №Р/04/21, предписания от 28.01.2013 №П/04/247-13 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области   (далее - заинтересованное лицо,   Управление).
     Управление просит в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая оспариваемые акты  законными и обоснованными. 
     Муниципальное  предприятие "Тепловые сети" поддержало позицию заявителя по мотивам, изложенным в отзыве.
     Суд в соответствии  с п. 4 ст. 137 АПК РФ перешел из предварительного в судебное заседание. 
     Рассмотрев материалы дела,  суд установил.
     На основании приказа  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области  от 25.07.2012 № 146, в отношении заявителя была  проведена плановая  проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства в рамках проведения которой, в действиях администрации муниципального образования "Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области при предоставлении субсидий юридическим лицам из бюджета города, были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в предоставлении Муниципальному предприятию «Тепловые сети» субсидии в нарушение установленного антимонопольным законодательством порядка.
     Решением  Комиссии Управления   по делу №833-04-А/12 от 28.01.2013 №Р/04/21 в действиях заявителя признано нарушение пункта 7 части 1 статьи 15,  части 1 статьи 19   Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
     Также заявителю выдано предписание, в соответствии  с которым  Администрацию  обязали  совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:
- отменить Распоряжение Администрации муниципального образования «Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области от 24.02.2012 № 01-53-ра «О предоставлении субсидии МП «Тепловые сети» из бюджета Тихвинского городского поселения»;
- предпринять меры по возврату от Муниципального предприятия «Тепловые сети» в бюджет муниципального образования «Тихвинское городское поселение» денежных средств в размере 1 435 140, 30 руб. (один миллион четыреста тридцать пять тысяч сто сорок рублей тридцать копеек).
     Не согласившись с законностью вынесенного постановления и предписания, Администрация Муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области обратилась в суд с настоящим заявлением. 
     Требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. 
     Соглашением от 04.05.2011 №02-137/01-179 «Об осуществлении  части полномочий Администрации Тихвинского городского поселения по решению вопросов местного значения поселения Администрацией Тихвинского района» Администрация МО «Тихвинское городское поселение» передала часть полномочий по решению вопросов местного значения города Администрации МО «Тихвинский муниципальный район», в т.ч. по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета.
     Решением Совета депутатов от 21.12.2011 № 02-264 «О бюджете муниципального образования Тихвинское городское поселение на 2012 год и плановый период 2013 и 2012 годов» с учетом изменений (далее - Решение), действующих на период рассматриваемых событий, в расходах бюджета города предусмотрены денежные ассигнования в виде субсидий юридическим лицам (помимо субсидий казенным и бюджетным учреждениям) оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (Приложение № 19) на сумму 3 млн. 345 тыс. руб. (теплоснабжение) и 2 млн. 031 тыс. руб. (водоснабжение и водоотведение, Ведомственная структура расходов, раздел Коммунальное хозяйство).
     Согласно Порядку предоставления указанных субсидий (далее - Порядок), субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения затрат или недополучения доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (п.3-4).
     Пунктами  6-7 Порядка, установлено, что главным распорядителем средств субсидии является администрация Тихвинского городского поселения. 
     Перечисление субсидии осуществляется на основании заключаемого между Администрацией и юридическим лицом - получателем субсидии договора о предоставлении и целевом использовании субсидии, а также расчета размера средств на возмещение затрат или недополучения доходов, заявления о предоставлении субсидии. Решение о предоставлении субсидии оформляется распоряжением администрации и должно содержать наименование получателя субсидии и размер предоставляемых субсидий. Денежные средства перечисляются на расчетный счет получателей субсидий (п.7-11).
     Распоряжением Администрации от 24.02.2012 № 01-53-ра предписано предоставить субсидию МП «Тепловые сети» из бюджета Тихвинского городского поселения» для погашения задолженности перед ОАО «Петербургская сбытовая компания» (далее - ОАО «ПСК») в сумме 1435140,30 руб., что было реализовано банковским переводом 01.03.2012 (Платежное поручение № 722).
     01.12.2011 Предприятие заключило с ОАО «Петербургская сбытовая компания» договор уступки права требования в соответствии с которым МП «Теловые сети» приобретает право требования долга с филиала ООО «Теплодар» -«Теплодар-Тихвин», возникшего перед ОАО «ПСК» по договору энергоснабжения от 01.01.2001 № 65298 в сумме 1435140,30 руб. В качестве оплаты за уступаемое право требования, Предприятие обязуется выплатить ОАО «ПСК» денежные средства в размере 1435140,30 руб. (п.З. 2 договора). 
     Согласно счет-фактуре от 30.09.2011 №44010539, выставленной продавцом электроэнергии - ОАО  «ПСК», в сентябре 2011 года филиал ООО «Теплодар» «Теплодар-Тихвин» потребил электроэнергии 244982 квт.ч. на сумму 1435140, 30 руб. 
     17.02.2012 МП «Тепловые сети»  перечислило  ОАО  «ПСК» 1435140,30 руб. в счет оплаты по договору  уступки прав требований от 01.12.2011.
     24.02.2012 между Администрацией Муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области и МП «Тепловые сети» заключен договор о предоставлении субсидии №02-83, согласно которому условием для получения субсидии является, ч том числе,  договор уступки требования (цессии) между МП «Тепловые сети» и ООО «ПСК» ( п. 2.3.2 договора). 
     29.02.2012 между ОАО «ПСК» и МП «Тепловые сети» подписан акт сверки взаиморасчетов, согласно которому, задолженность МП «Тепловые сети» перед ОАО «ПСК» на 29.02.2012 составляет 1435140,30 руб.
     Письмом от 29.02.12 МП «Тепловые сети» обратилось в администрацию муниципального образования "Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области (далее - Администрация) с просьбой о перечислении субсидии в сумме 1435140,30 руб. (один миллион четыреста тридцать пять тысяч сто сорок рублей тридцать копеек) на расчетный счет предприятия.
     01.03.2012 Администрацией произведен перевод денежных средств в размере 1435140,30 руб. на счет МП «Тепловые сети», основание платежа, указанное в платежном поручении: субсидия на возмещение затрат по оплате кредиторской задолженности за потребление энергетических ресурсов, распоряжение № 01-53-РА от 24.02.12.
     02.03.2012 указанные средства МП «Тепловые сети» переведены на счет ОАО «ПСК», основание платежа, указанное в платежном поручении: погашение задолженности акта сверки б/н от 29.02.2012.
     Таким образом, из материалов дела усматривается, что задолженность, возмещаемая Предприятию в виде субсидии из бюджета муниципального образования на сумму в 1435140,30 руб. возникла у МП «Тепловые сети» не в связи с оказанием им услуг теплоснабжения, водоснабжения или водоотведения, а по сделке иного предмета - покупки права требования.
     Также, как видно из содержания Распоряжения Администрации от 24.02.2012 № 01-53-ра, субсидия предоставляется МП «Тепловые сети» для погашения задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы, тогда как Решение Совета депутатов не предусматривает субсидии юридическим лицам в целях возмещения затрат энергопотребления, в т.ч. вне зависимости от целей энергопотребления.
     МП «Тепловые сети» выступив цессионарием по договору уступки права требования взяло на себя обязанность возмещения задолженности одного хозяйствующего субъекта перед другим в соответствии с ранее заключенным ими гражданско-правовым договором, а субсидия, предоставленная МП «Тепловые сети» Распоряжением Администрации от 24.02.2012 № 01-53-ра предоставлена в целях, не предусмотренных Решением Совета депутатов, а также нарушает антимонопольное законодательство в связи со следующим.
     Согласно п.1 ст. 78 Бюджетного кодекса  РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополучения доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
     Пунктом 1 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления) установлено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.  
     Из материалов проверки усматривается, что Администрация  перечислила денежные средства МП «Тепловые сети» на погашение его задолженности, возникшей произвольно в ходе иной хозяйственной сделки, а не в связи с оказанием услуг теплоснабжения водоснабжения или водоотведения, предоставив ему тем самым преимущества в ведении хозяйственной деятельности.
     Согласно положениям (ч. 1 ст. 2, ст. 3, ст. 7) Федерального закона от 14.11.2001 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Унитарные предприятия являются самостоятельными юридическими лицами, которые могут нести от своего имени, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности. Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 86 БК РФ возможность возникновения расходных обязательств у муниципальных образований в т.ч. в результате заключения от их имени договоров (соглашений) возникает только в отношении бюджетных учреждений. 
     Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
     Таким образом, унитарные предприятия, являясь хозяйствующими субъектами и полноправными участниками товарного рынка, равно как и другие его участники воздействуют на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам объектов гражданских прав (в т.ч. денежных) является муниципальной преференцией и возможно в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции. Упомянутой главой предусмотрена необходимость получения органом местного самоуправления разрешения антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции. Невыполнение данного требования является нарушением порядка предоставления муниципальной преференции и запрещено п. 7 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
     Помимо этого, статьей 19 настоящего закона установлено, что муниципальные преференции могут быть предоставлены хозяйствующему субъекту только в установленных частью 1 настоящей статьи целях. Поскольку цель предоставления рассматриваемой субсидии - погашение задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы не предусмотрена статьей 19 Закона о защите конкуренции, предоставление Администрацией указанной преференции МП «Тепловые сети» является также нарушением части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
     При выше изложенных обстоятельствах  требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 
 

решил:
 

           В удовлетворении заявленных требований  оказать. 
           
     
          Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

     Судья Синицына Е.В.

stdClass Object ( [vid] => 8884 [uid] => 5 [title] => Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Решение № А56-12215/2013 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8884 [type] => solution [language] => ru [created] => 1369045934 [changed] => 1369045934 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1369045934 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург
17 мая 2013 годаДело № А56-12215/2013

     Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2013 года. Полный текст решения изготовлен 17 мая 2013 года.
     
     Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Синицыной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Анисимовой О.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Администрация Муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области 
третье лицо Муниципальное  предприятие "Тепловые сети"
об оспаривании решения по делу №833-04-А/12 от 28.01.2013 №Р/04/21, предписания от 28.01.2013 №П/04/247-13
при участии
от заявителя: Максимов В.В., дов. от 13.12.2012
от заинтересованного лица:  Масяпина К.Ю., дов. от 07.11.2012 №92. 
от третьего лица: не явился, извещен
 

установил:

     Администрация Муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании  решения по делу №833-04-А/12 от 28.01.2013 №Р/04/21, предписания от 28.01.2013 №П/04/247-13 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области   (далее - заинтересованное лицо,   Управление).
     Управление просит в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая оспариваемые акты  законными и обоснованными. 
     Муниципальное  предприятие "Тепловые сети" поддержало позицию заявителя по мотивам, изложенным в отзыве.
     Суд в соответствии  с п. 4 ст. 137 АПК РФ перешел из предварительного в судебное заседание. 
     Рассмотрев материалы дела,  суд установил.
     На основании приказа  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области  от 25.07.2012 № 146, в отношении заявителя была  проведена плановая  проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства в рамках проведения которой, в действиях администрации муниципального образования "Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области при предоставлении субсидий юридическим лицам из бюджета города, были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в предоставлении Муниципальному предприятию «Тепловые сети» субсидии в нарушение установленного антимонопольным законодательством порядка.
     Решением  Комиссии Управления   по делу №833-04-А/12 от 28.01.2013 №Р/04/21 в действиях заявителя признано нарушение пункта 7 части 1 статьи 15,  части 1 статьи 19   Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
     Также заявителю выдано предписание, в соответствии  с которым  Администрацию  обязали  совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:
- отменить Распоряжение Администрации муниципального образования «Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области от 24.02.2012 № 01-53-ра «О предоставлении субсидии МП «Тепловые сети» из бюджета Тихвинского городского поселения»;
- предпринять меры по возврату от Муниципального предприятия «Тепловые сети» в бюджет муниципального образования «Тихвинское городское поселение» денежных средств в размере 1 435 140, 30 руб. (один миллион четыреста тридцать пять тысяч сто сорок рублей тридцать копеек).
     Не согласившись с законностью вынесенного постановления и предписания, Администрация Муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области обратилась в суд с настоящим заявлением. 
     Требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. 
     Соглашением от 04.05.2011 №02-137/01-179 «Об осуществлении  части полномочий Администрации Тихвинского городского поселения по решению вопросов местного значения поселения Администрацией Тихвинского района» Администрация МО «Тихвинское городское поселение» передала часть полномочий по решению вопросов местного значения города Администрации МО «Тихвинский муниципальный район», в т.ч. по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета.
     Решением Совета депутатов от 21.12.2011 № 02-264 «О бюджете муниципального образования Тихвинское городское поселение на 2012 год и плановый период 2013 и 2012 годов» с учетом изменений (далее - Решение), действующих на период рассматриваемых событий, в расходах бюджета города предусмотрены денежные ассигнования в виде субсидий юридическим лицам (помимо субсидий казенным и бюджетным учреждениям) оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (Приложение № 19) на сумму 3 млн. 345 тыс. руб. (теплоснабжение) и 2 млн. 031 тыс. руб. (водоснабжение и водоотведение, Ведомственная структура расходов, раздел Коммунальное хозяйство).
     Согласно Порядку предоставления указанных субсидий (далее - Порядок), субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения затрат или недополучения доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (п.3-4).
     Пунктами  6-7 Порядка, установлено, что главным распорядителем средств субсидии является администрация Тихвинского городского поселения. 
     Перечисление субсидии осуществляется на основании заключаемого между Администрацией и юридическим лицом - получателем субсидии договора о предоставлении и целевом использовании субсидии, а также расчета размера средств на возмещение затрат или недополучения доходов, заявления о предоставлении субсидии. Решение о предоставлении субсидии оформляется распоряжением администрации и должно содержать наименование получателя субсидии и размер предоставляемых субсидий. Денежные средства перечисляются на расчетный счет получателей субсидий (п.7-11).
     Распоряжением Администрации от 24.02.2012 № 01-53-ра предписано предоставить субсидию МП «Тепловые сети» из бюджета Тихвинского городского поселения» для погашения задолженности перед ОАО «Петербургская сбытовая компания» (далее - ОАО «ПСК») в сумме 1435140,30 руб., что было реализовано банковским переводом 01.03.2012 (Платежное поручение № 722).
     01.12.2011 Предприятие заключило с ОАО «Петербургская сбытовая компания» договор уступки права требования в соответствии с которым МП «Теловые сети» приобретает право требования долга с филиала ООО «Теплодар» -«Теплодар-Тихвин», возникшего перед ОАО «ПСК» по договору энергоснабжения от 01.01.2001 № 65298 в сумме 1435140,30 руб. В качестве оплаты за уступаемое право требования, Предприятие обязуется выплатить ОАО «ПСК» денежные средства в размере 1435140,30 руб. (п.З. 2 договора). 
     Согласно счет-фактуре от 30.09.2011 №44010539, выставленной продавцом электроэнергии - ОАО  «ПСК», в сентябре 2011 года филиал ООО «Теплодар» «Теплодар-Тихвин» потребил электроэнергии 244982 квт.ч. на сумму 1435140, 30 руб. 
     17.02.2012 МП «Тепловые сети»  перечислило  ОАО  «ПСК» 1435140,30 руб. в счет оплаты по договору  уступки прав требований от 01.12.2011.
     24.02.2012 между Администрацией Муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области и МП «Тепловые сети» заключен договор о предоставлении субсидии №02-83, согласно которому условием для получения субсидии является, ч том числе,  договор уступки требования (цессии) между МП «Тепловые сети» и ООО «ПСК» ( п. 2.3.2 договора). 
     29.02.2012 между ОАО «ПСК» и МП «Тепловые сети» подписан акт сверки взаиморасчетов, согласно которому, задолженность МП «Тепловые сети» перед ОАО «ПСК» на 29.02.2012 составляет 1435140,30 руб.
     Письмом от 29.02.12 МП «Тепловые сети» обратилось в администрацию муниципального образования "Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области (далее - Администрация) с просьбой о перечислении субсидии в сумме 1435140,30 руб. (один миллион четыреста тридцать пять тысяч сто сорок рублей тридцать копеек) на расчетный счет предприятия.
     01.03.2012 Администрацией произведен перевод денежных средств в размере 1435140,30 руб. на счет МП «Тепловые сети», основание платежа, указанное в платежном поручении: субсидия на возмещение затрат по оплате кредиторской задолженности за потребление энергетических ресурсов, распоряжение № 01-53-РА от 24.02.12.
     02.03.2012 указанные средства МП «Тепловые сети» переведены на счет ОАО «ПСК», основание платежа, указанное в платежном поручении: погашение задолженности акта сверки б/н от 29.02.2012.
     Таким образом, из материалов дела усматривается, что задолженность, возмещаемая Предприятию в виде субсидии из бюджета муниципального образования на сумму в 1435140,30 руб. возникла у МП «Тепловые сети» не в связи с оказанием им услуг теплоснабжения, водоснабжения или водоотведения, а по сделке иного предмета - покупки права требования.
     Также, как видно из содержания Распоряжения Администрации от 24.02.2012 № 01-53-ра, субсидия предоставляется МП «Тепловые сети» для погашения задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы, тогда как Решение Совета депутатов не предусматривает субсидии юридическим лицам в целях возмещения затрат энергопотребления, в т.ч. вне зависимости от целей энергопотребления.
     МП «Тепловые сети» выступив цессионарием по договору уступки права требования взяло на себя обязанность возмещения задолженности одного хозяйствующего субъекта перед другим в соответствии с ранее заключенным ими гражданско-правовым договором, а субсидия, предоставленная МП «Тепловые сети» Распоряжением Администрации от 24.02.2012 № 01-53-ра предоставлена в целях, не предусмотренных Решением Совета депутатов, а также нарушает антимонопольное законодательство в связи со следующим.
     Согласно п.1 ст. 78 Бюджетного кодекса  РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополучения доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
     Пунктом 1 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления) установлено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.  
     Из материалов проверки усматривается, что Администрация  перечислила денежные средства МП «Тепловые сети» на погашение его задолженности, возникшей произвольно в ходе иной хозяйственной сделки, а не в связи с оказанием услуг теплоснабжения водоснабжения или водоотведения, предоставив ему тем самым преимущества в ведении хозяйственной деятельности.
     Согласно положениям (ч. 1 ст. 2, ст. 3, ст. 7) Федерального закона от 14.11.2001 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Унитарные предприятия являются самостоятельными юридическими лицами, которые могут нести от своего имени, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности. Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 86 БК РФ возможность возникновения расходных обязательств у муниципальных образований в т.ч. в результате заключения от их имени договоров (соглашений) возникает только в отношении бюджетных учреждений. 
     Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
     Таким образом, унитарные предприятия, являясь хозяйствующими субъектами и полноправными участниками товарного рынка, равно как и другие его участники воздействуют на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам объектов гражданских прав (в т.ч. денежных) является муниципальной преференцией и возможно в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции. Упомянутой главой предусмотрена необходимость получения органом местного самоуправления разрешения антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции. Невыполнение данного требования является нарушением порядка предоставления муниципальной преференции и запрещено п. 7 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
     Помимо этого, статьей 19 настоящего закона установлено, что муниципальные преференции могут быть предоставлены хозяйствующему субъекту только в установленных частью 1 настоящей статьи целях. Поскольку цель предоставления рассматриваемой субсидии - погашение задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы не предусмотрена статьей 19 Закона о защите конкуренции, предоставление Администрацией указанной преференции МП «Тепловые сети» является также нарушением части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
     При выше изложенных обстоятельствах  требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 
 

решил:
 

           В удовлетворении заявленных требований  оказать. 
           
     
          Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

     Судья Синицына Е.В.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург
17 мая 2013 годаДело № А56-12215/2013

     Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2013 года. Полный текст решения изготовлен 17 мая 2013 года.
     
     Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Синицыной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Анисимовой О.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Администрация Муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области 
третье лицо Муниципальное  предприятие "Тепловые сети"
об оспаривании решения по делу №833-04-А/12 от 28.01.2013 №Р/04/21, предписания от 28.01.2013 №П/04/247-13
при участии
от заявителя: Максимов В.В., дов. от 13.12.2012
от заинтересованного лица:  Масяпина К.Ю., дов. от 07.11.2012 №92. 
от третьего лица: не явился, извещен
 

установил:

     Администрация Муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании  решения по делу №833-04-А/12 от 28.01.2013 №Р/04/21, предписания от 28.01.2013 №П/04/247-13 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области   (далее - заинтересованное лицо,   Управление).
     Управление просит в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая оспариваемые акты  законными и обоснованными. 
     Муниципальное  предприятие "Тепловые сети" поддержало позицию заявителя по мотивам, изложенным в отзыве.
     Суд в соответствии  с п. 4 ст. 137 АПК РФ перешел из предварительного в судебное заседание. 
     Рассмотрев материалы дела,  суд установил.
     На основании приказа  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области  от 25.07.2012 № 146, в отношении заявителя была  проведена плановая  проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства в рамках проведения которой, в действиях администрации муниципального образования "Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области при предоставлении субсидий юридическим лицам из бюджета города, были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в предоставлении Муниципальному предприятию «Тепловые сети» субсидии в нарушение установленного антимонопольным законодательством порядка.
     Решением  Комиссии Управления   по делу №833-04-А/12 от 28.01.2013 №Р/04/21 в действиях заявителя признано нарушение пункта 7 части 1 статьи 15,  части 1 статьи 19   Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
     Также заявителю выдано предписание, в соответствии  с которым  Администрацию  обязали  совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:
- отменить Распоряжение Администрации муниципального образования «Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области от 24.02.2012 № 01-53-ра «О предоставлении субсидии МП «Тепловые сети» из бюджета Тихвинского городского поселения»;
- предпринять меры по возврату от Муниципального предприятия «Тепловые сети» в бюджет муниципального образования «Тихвинское городское поселение» денежных средств в размере 1 435 140, 30 руб. (один миллион четыреста тридцать пять тысяч сто сорок рублей тридцать копеек).
     Не согласившись с законностью вынесенного постановления и предписания, Администрация Муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области обратилась в суд с настоящим заявлением. 
     Требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. 
     Соглашением от 04.05.2011 №02-137/01-179 «Об осуществлении  части полномочий Администрации Тихвинского городского поселения по решению вопросов местного значения поселения Администрацией Тихвинского района» Администрация МО «Тихвинское городское поселение» передала часть полномочий по решению вопросов местного значения города Администрации МО «Тихвинский муниципальный район», в т.ч. по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета.
     Решением Совета депутатов от 21.12.2011 № 02-264 «О бюджете муниципального образования Тихвинское городское поселение на 2012 год и плановый период 2013 и 2012 годов» с учетом изменений (далее - Решение), действующих на период рассматриваемых событий, в расходах бюджета города предусмотрены денежные ассигнования в виде субсидий юридическим лицам (помимо субсидий казенным и бюджетным учреждениям) оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (Приложение № 19) на сумму 3 млн. 345 тыс. руб. (теплоснабжение) и 2 млн. 031 тыс. руб. (водоснабжение и водоотведение, Ведомственная структура расходов, раздел Коммунальное хозяйство).
     Согласно Порядку предоставления указанных субсидий (далее - Порядок), субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения затрат или недополучения доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (п.3-4).
     Пунктами  6-7 Порядка, установлено, что главным распорядителем средств субсидии является администрация Тихвинского городского поселения. 
     Перечисление субсидии осуществляется на основании заключаемого между Администрацией и юридическим лицом - получателем субсидии договора о предоставлении и целевом использовании субсидии, а также расчета размера средств на возмещение затрат или недополучения доходов, заявления о предоставлении субсидии. Решение о предоставлении субсидии оформляется распоряжением администрации и должно содержать наименование получателя субсидии и размер предоставляемых субсидий. Денежные средства перечисляются на расчетный счет получателей субсидий (п.7-11).
     Распоряжением Администрации от 24.02.2012 № 01-53-ра предписано предоставить субсидию МП «Тепловые сети» из бюджета Тихвинского городского поселения» для погашения задолженности перед ОАО «Петербургская сбытовая компания» (далее - ОАО «ПСК») в сумме 1435140,30 руб., что было реализовано банковским переводом 01.03.2012 (Платежное поручение № 722).
     01.12.2011 Предприятие заключило с ОАО «Петербургская сбытовая компания» договор уступки права требования в соответствии с которым МП «Теловые сети» приобретает право требования долга с филиала ООО «Теплодар» -«Теплодар-Тихвин», возникшего перед ОАО «ПСК» по договору энергоснабжения от 01.01.2001 № 65298 в сумме 1435140,30 руб. В качестве оплаты за уступаемое право требования, Предприятие обязуется выплатить ОАО «ПСК» денежные средства в размере 1435140,30 руб. (п.З. 2 договора). 
     Согласно счет-фактуре от 30.09.2011 №44010539, выставленной продавцом электроэнергии - ОАО  «ПСК», в сентябре 2011 года филиал ООО «Теплодар» «Теплодар-Тихвин» потребил электроэнергии 244982 квт.ч. на сумму 1435140, 30 руб. 
     17.02.2012 МП «Тепловые сети»  перечислило  ОАО  «ПСК» 1435140,30 руб. в счет оплаты по договору  уступки прав требований от 01.12.2011.
     24.02.2012 между Администрацией Муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области и МП «Тепловые сети» заключен договор о предоставлении субсидии №02-83, согласно которому условием для получения субсидии является, ч том числе,  договор уступки требования (цессии) между МП «Тепловые сети» и ООО «ПСК» ( п. 2.3.2 договора). 
     29.02.2012 между ОАО «ПСК» и МП «Тепловые сети» подписан акт сверки взаиморасчетов, согласно которому, задолженность МП «Тепловые сети» перед ОАО «ПСК» на 29.02.2012 составляет 1435140,30 руб.
     Письмом от 29.02.12 МП «Тепловые сети» обратилось в администрацию муниципального образования "Тихвинский муниципальный район» Ленинградской области (далее - Администрация) с просьбой о перечислении субсидии в сумме 1435140,30 руб. (один миллион четыреста тридцать пять тысяч сто сорок рублей тридцать копеек) на расчетный счет предприятия.
     01.03.2012 Администрацией произведен перевод денежных средств в размере 1435140,30 руб. на счет МП «Тепловые сети», основание платежа, указанное в платежном поручении: субсидия на возмещение затрат по оплате кредиторской задолженности за потребление энергетических ресурсов, распоряжение № 01-53-РА от 24.02.12.
     02.03.2012 указанные средства МП «Тепловые сети» переведены на счет ОАО «ПСК», основание платежа, указанное в платежном поручении: погашение задолженности акта сверки б/н от 29.02.2012.
     Таким образом, из материалов дела усматривается, что задолженность, возмещаемая Предприятию в виде субсидии из бюджета муниципального образования на сумму в 1435140,30 руб. возникла у МП «Тепловые сети» не в связи с оказанием им услуг теплоснабжения, водоснабжения или водоотведения, а по сделке иного предмета - покупки права требования.
     Также, как видно из содержания Распоряжения Администрации от 24.02.2012 № 01-53-ра, субсидия предоставляется МП «Тепловые сети» для погашения задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы, тогда как Решение Совета депутатов не предусматривает субсидии юридическим лицам в целях возмещения затрат энергопотребления, в т.ч. вне зависимости от целей энергопотребления.
     МП «Тепловые сети» выступив цессионарием по договору уступки права требования взяло на себя обязанность возмещения задолженности одного хозяйствующего субъекта перед другим в соответствии с ранее заключенным ими гражданско-правовым договором, а субсидия, предоставленная МП «Тепловые сети» Распоряжением Администрации от 24.02.2012 № 01-53-ра предоставлена в целях, не предусмотренных Решением Совета депутатов, а также нарушает антимонопольное законодательство в связи со следующим.
     Согласно п.1 ст. 78 Бюджетного кодекса  РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополучения доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
     Пунктом 1 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления) установлено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.  
     Из материалов проверки усматривается, что Администрация  перечислила денежные средства МП «Тепловые сети» на погашение его задолженности, возникшей произвольно в ходе иной хозяйственной сделки, а не в связи с оказанием услуг теплоснабжения водоснабжения или водоотведения, предоставив ему тем самым преимущества в ведении хозяйственной деятельности.
     Согласно положениям (ч. 1 ст. 2, ст. 3, ст. 7) Федерального закона от 14.11.2001 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Унитарные предприятия являются самостоятельными юридическими лицами, которые могут нести от своего имени, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности. Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 86 БК РФ возможность возникновения расходных обязательств у муниципальных образований в т.ч. в результате заключения от их имени договоров (соглашений) возникает только в отношении бюджетных учреждений. 
     Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
     Таким образом, унитарные предприятия, являясь хозяйствующими субъектами и полноправными участниками товарного рынка, равно как и другие его участники воздействуют на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам объектов гражданских прав (в т.ч. денежных) является муниципальной преференцией и возможно в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции. Упомянутой главой предусмотрена необходимость получения органом местного самоуправления разрешения антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции. Невыполнение данного требования является нарушением порядка предоставления муниципальной преференции и запрещено п. 7 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
     Помимо этого, статьей 19 настоящего закона установлено, что муниципальные преференции могут быть предоставлены хозяйствующему субъекту только в установленных частью 1 настоящей статьи целях. Поскольку цель предоставления рассматриваемой субсидии - погашение задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы не предусмотрена статьей 19 Закона о защите конкуренции, предоставление Администрацией указанной преференции МП «Тепловые сети» является также нарушением части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
     При выше изложенных обстоятельствах  требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 
 

решил:
 

           В удовлетворении заявленных требований  оказать. 
           
     
          Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

     Судья Синицына Е.В.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А56-12215/2013 [format] => [safe_value] => № А56-12215/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства

Контроль закупок

 

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.

Контроль товарных рынков и рекламы

Куратор направления: Русанова Елена Николаевна, заместитель руководителя Ленинградского УФАС России

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями на товарных рынках;
  • осуществление контроля за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров;
  • проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках;
  • определение наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;
  • осуществление государственного контроля за экономической концентрацией (рассмотрение ходатайств и уведомлений);
  • привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Контроль финансовых рынков

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства финансовыми организациями;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций на финансовых рынках;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами финансовых рынков;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, субъектами локальных и естественных монополий требований отбора финансовых организаций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Противодействие монополистической деятельности и картелям

 

  • предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности субъектами естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях в пределах своей компетенции;
  • осуществление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций - субъектов естественных и локальных монополий;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях субъектами естественных и локальных монополий;
  • контроль за соблюдением принципов добросовестной конкуренции на торгах.

Постановление Правительства РФ №896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке..."

Борьба с картелями

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] =>

 Контроль органов власти

  • осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления;
  • выявление нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства, привлечение к ответственности за указанные нарушения;
  • осуществление контроля за предоставлением государственной или муниципальной помощи.
[format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-20 10:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-20 10:30:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1369045934 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Лениградское областное УФАС России )