Ответы на вопросы, поступившие в ходе публичных обсуждений правоприменительной практики Ленинградского УФАС России за 4 квартал 2017 года.

Допустимость авансирования в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту – Закон о контрактной системе)
В соответствии с пунктом 2 части 3 и пунктом 2 части 13 статьи 21 Закона о контрактной системе при размещении информации в отношении каждой закупки в план-график включается сведения о размере аванса (если предусмотрена выплата аванса). Кроме того,  план-график подлежит изменению заказчиком в случае изменение размера аванса.
Из данного положения закона, а также из смежных норм регламентирующих обеспечение исполнения контракта, следует, что Закон о контрактной системе допускает возможность выплаты заказчиком аванса поставщику (подрядчику, исполнителю). Авансирование является правом, но не обязанностью заказчика  и определяется им самостоятельно, исходя из целесообразности и бюджетных ограничений.
Данное право также вытекает из положений Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов",  в пункте 42 которого установлено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи в пределах установленных размеров.
Однако стоит иметь в виду то, что в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией. Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги. Таким образом, если заказчик принял решение о выплате аванса в рамках закупки, то ему следует внести данное условие в контракт и определить при этом размер аванса и срок его оплаты. Отсутствие в контракте положения с указанием  срока выплаты аванса может быть признано контрольным органом в качестве нарушения.

Изменение срока действия контракта 
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Из приведенного положения закона видно, что  изменение условий контракта допускается только статьей 34 и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Статья 34 закона не содержит условий, при которых можно изменять срок действия контракта.
Часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень случаев (исключения), при которых могут быть изменены существенные условия контракта. При этом оснований, по которым можно было изменить условие о сроке действия контракта, в данной статье не приведено. Соответственно, необходимо руководствоваться общим правилом, установленной в данной статье, которая гласит о том, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
Согласно части 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Из пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что к существенным условиям любого контракта относятся, в частности, условия о сроке поставки товара или завершения работы. Поскольку, условия о сроке выполнения работ, условия о сроке действия контракта являются существенными, то их изменение нормами Законом о контрактной системе не предусмотрено.

Какие критерии имеются  в части отнесения организации к числу недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок, по повышению эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечению гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, и следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Исходя из положений Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры заключения государственного или муниципального контракта обязательств.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.

Каков срок размещения в ЕИС соглашения о расторжении контракта.
Трехдневный срок для размещения решения о расторжении контракта, предусмотренный частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предназначен для тех случаев, когда заказчиком принимается решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Часть 26 статьи 95 Закона о контрактной системе указывает на то, что информация о расторжении контракта, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.
Таким образом, если сторонами совместно принято решение о расторжении контракта, то такую информацию заказчик обязан разместить в течение 1 рабочего дня.

Как доказать сговор на торгах?
При доказывании заключения антикункурентных соглашений (картелей) на торгах Ленинградским УФАС России учитывались следующие обстоятельства.
1)    Образ поведения участников во время проведения торгов (может служить признаком картеля). Наиболее распространенными схемами поведения являются манипуляции с заявками: подача заявок прикрытия, отзыв заявок, ротация заявок, схема «таран».
2)    Использование единой инфраструктуры (одного IP – адреса при подаче заявок, подаче ценовых предложений и заключении договора).
3)    Идентичные файлы заявок участников или их копии. 
Указанные обстоятельства были выявлены в делах о нарушении антимонопольного законодательства № 45-02-А/16, 09-02-А/17.