"Рудничный" случай на железной дороге

 

Производитель газобетона ЗАО "ЕвроАэроБетон" (город Сланцы Ленинградской области) обвиняет ОАО "Российские железные дороги" в нарушении антимонопольного законодательства. Монополист обязывает заявителя реконструировать станцию "Рудничная" в обмен на право подключить железнодорожную ветку производителя к путям РЖД. Аналогичное дело в отношении РЖД в этом году уже рассматривалось, и монополист был признан УФАС нарушителем законодательства.

 

ЗАО "ЕвроАэроБетон" обратилось в областное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС), требуя признать неправомерными действия РЖД. Заявитель, желая построить собственные железнодорожные пути от завода, расположенного в промышленной зоне Сланцев, до существующей грузовой станции "Рудничная", обратился в РЖД для получения технического задания. В документации, подготовленной монополистом, для "ЕвроАэроБетона" были прописаны условия по развитию железнодорожной инфраструктуры "Рудничной": РЖД обязало компанию заменить наружное освещение на станции и установить мачты для организации радиосвязи. 

Согласно подсчетам "ЕвроАэроБетона", подобное развитие инфраструктуры существующей станции обойдется компании в несколько десятков миллионов рублей. 

Как сообщают в областном УФАС, решение о возбуждении дела будет принято в течение 30 дней со дня обращения в антимонопольное ведомство. 

В "Октябрьской железной дороге", филиале РЖД, вчера не смогли прокомментировать обращение "ЕвроАэроБетон". 

Примечательно, что аналогичное дело в отношении РЖД уже рассматривалось областным УФАС, и компания была признана нарушителем антимонопольного законодательства. Истцом в деле выступало ООО "Петротранс-Приморск" (развивает в Выборгском районе Ленобласти бункеровочный комплекс, входит в холдинг "Сумма капитал", управляющий портом Приморск. — "Ъ"), желающее присоединить собственную железнодорожную ветку к существующим путям монополиста. РЖД обязало "Петротранс-Приморск" реконструировать существующие пути на участке Выборг — Приморск — Ермилово. Обременение оценивалось компанией в 1,5 млрд рублей. 

УФАС вынесло РЖД предупреждение о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и обязало компанию направить "Петротранс-Приморску" техзадание без обязательств по реконструкции путей. РЖД не признало правомерность требований УФАС и сейчас обжалует решение антимонопольного управления в Арбитражном суде. 

В случае положительного для УФАС решения суда, на РЖД может быть наложен оборотный штраф, который, в зависимости от тяжести нарушений, варьируется от 1% до 15% от суммы годового оборота компании. Годовой оборот РЖД в 2010 году, согласно публичному отчету компании, составил 1,2 трлн рублей, данные за 2011 год еще не опубликованы. 

В областном УФАС называют создание обременений в технических заданиях распространенной практикой среди монополистов. Таким образом последние нередко пытаются решить собственные проблемы за счет лиц, заинтересованных в подключении к существующей инфраструктуре. 

По оценкам юристов, подобная практика действительно является едва ли не нормой среди российских монополистов, особенно в сфере энергетики. "Единственный законный способ борьбы с подобными явлениями — это обращения в антимонопольную службу. Даже единожды заплатив штраф от одного до пятнадцати процентов годового оборота, монополист откажется от такой практики", — считает господин Михаил Бойцов, управляющий партнер юридической компании Rightmark group. 

Однако борьба с произволом монополистов в России — редкий случай, поскольку, по мнению экспертов, судебные разбирательства длятся очень долго, исход их не всегда определяется нормами закона, и зачастую бизнес идет по пути дачи взяток для подключения к инфраструктуре монополий.