РЕШЕНИЕ по делу № 368-05-1455-А/14

Номер дела: 368-05-1455-А/14
Дата публикации: 25 ноября 2014, 11:03

20.11.2014 № Р/05/684

Генеральному директору

ОАО «Ленэнерго»

 

пл. Конституции, д.1,

Санкт - Петербург, 196247

(ответчик)

 

 (заявителю)

(заинтересованным лицам по списку, список прилагается

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 368-05-1455-А/14

                                                                 

                      г. Санкт-Петербург

Дата оглашения резолютивной части решения         – 06.11.2014

Дата изготовления решения в полном объеме           – 20.11.2014

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

 

 - заместителя руководителя, председателя Комиссии;

 

 

 

 - начальника отдела естественных монополий, члена Комиссии;

- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии заявителей «<…>», а также представителя Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» (далее - ОАО «Ленэнерго») «<…>» (по доверенности от 19.12.2013 № 818-13),

рассмотрев материалы дела № 368-05-1455-А/14, возбуждённого приказом № 151 от 05.06.2014 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС России) по признакам нарушения ОАО «Ленэнерго» (196247, Санкт-Петербург,  пл. Конституции, д.1, ИНН 7803002209) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 368-05-1455-А/14 в отношении сетевой организации ОАО «Ленэнерго» явились многочисленные заявления граждан, поступавшие в Ленинградское УФАС России (общее количество - 36 заявлений, указанных в приложении к данному решению).

Согласно заявлениям граждан, ОАО «Ленэнерго» длительное время не исполняет обязательства по заключенным с гражданами договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Даты заключения договоров, даты истечения сроков исполнения договоров также указаны в прилагаемом к настоящему решению приложении. Договоры заключались в период с 2010 по 2013 год. Наиболее ранний договор датирован 20.07.2010 (строка 18 в приложении). Срок исполнения обязательств по данному договору истек 19.01.2011. Таким образом, на момент вынесения настоящего решения просрочка  ОАО «Ленэнерго» исполнения своих обязательств по указанному договору составила 3 года и 10 месяцев.

Согласно сведениям из прилагаемой таблицы просрочка ОАО «Ленэнерго» исполнения обязательств по договорам составляет от 8 месяцев (строка 24 приложения – с 16.03.2014 по 16.11.2014) до 3 лет и 10 месяцев (строка 18 приложения - с 20.01.2011 по 19.11.2014).

Согласно пункту 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств  потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила присодинения), срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности).

В соответствии с пунктом 15 Правил присоединения (в редакциях, действовавших на даты заключения договоров с гражданами), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил присоединения, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX Правил присоединения, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ         № 442 от 04.05.2012;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами присоединения согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 Правил присоединения, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил присоединения, при этом, действие пункта 14 Правил присоединения распространяется на физических лиц, участвующих в рассматриваемом деле о нарушении антимонопольного законодательства), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки;

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

Таким образом, ОАО «Ленэнерго», являясь сетевой организацией, в соответствии с вышеуказанными положениями Правил присоединения обязано выполнить все вышеперечисленные мероприятия по технологическому присоединению (в части обязательств сетевой организации) в срок, не превышающий 6 месяцев с момента заключения договора на технологическое присоединение.

ОАО «Ленэнерго» в подтверждение отсутствия бездействия со своей стороны представило Комиссии Ленинградского УФАС России информацию о планируемых сроках технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям и имеющиеся в наличии у сетевой организации заключенные договоры подряда на выполнение работ для осуществления мероприятий по Договора присоединения (столбец 7 приложения).

Вместе с тем, факт неосуществления ОАО «Ленэнерго» технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям в сроки, установленные в Правилах присоединения и сроки, согласованные в договорах присоединения подтверждается наличием заявлений граждан в антимонопольный орган.

В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий договора.

Согласно постановлению Пленума ВАС Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006           № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Ущемление интересов лиц, участвующих в рассмотрении дела № 368-05-1455-А/14 - граждан заявителей и граждан, привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц (в общем количестве – 36 человек), установлено Комиссией при рассмотрении дела, подтверждается заявлениями граждан, поступившими в Ленинградское УФАС России и материалами дела.

ОАО «Ленэнерго» представило на заседание Комиссии объяснения причин неисполнения обязательств в срок, установленный Правилами присоединения и согласованный в Договорах присоединения, заключенных физическими лицами с сетевой организацией в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в которых ссылалось на недостаток источника финансирования мероприятий необходимых для выполнения технических условий.

Однако Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области на заседание Комиссии представил заключение с информацией, свидетельствующей о финансировании мероприятий для выполнения технических условий вышеуказанных договоров (вх. № 6025 от 21.10.2014).

ОАО «Ленэнерго» является крупнейшей сетевой организацией на территории Ленинградской области, оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям, а также сопутствующие указанному виду деятельности услуги, в том числе технологическое присоединение электроустановок заявителей к электрическим сетям.

Передача электрической энергии потребителям по электрическим сетям осуществляется в условиях естественной монополии. ОАО «Ленэнерго» (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1, ИНН 7803002209) является субъектом естественной монополии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (Приказ ФСТ России от 19.12.97 №127/8) по разделу I - услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии.

На рынке оказания услуг по обеспечению предприятий и населения электро- и теплоэнергией ОАО «Ленэнерго» включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % приказом Управления ФАС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 26.06.1996 № 02-РР (http://reestr.fas.gov.ru/welcome/find).

У заявителей нет иной возможности получить доступ к услугам электроснабжения, кроме как обратившись в сетевую организацию за технологическим присоединением. Таким образом, в результате бездействия, систематического нарушения принятых на себя договорных обязательств и норм законодательства, ОАО «Ленэнерго» злоупотребляет своим доминирующим положением.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» неосуществление сетевой организацией ОАО «Ленэнерго» технологического присоединения энергопринимающих устройств граждан «<…>», что не соответствует положениям пункта 16 Правил присоединения, нарушает условия заключенных с гражданами договоров и ущемляет их интересы.

2. Выдать ОАО «Ленэнерго» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела № 368-05-1455-А/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Ленэнерго» и его должностных лиц дел об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                          

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 11103 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 368-05-1455-А/14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11103 [type] => solution [language] => ru [created] => 1416902696 [changed] => 1416902742 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1416902742 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

20.11.2014 № Р/05/684

Генеральному директору

ОАО «Ленэнерго»

 

пл. Конституции, д.1,

Санкт - Петербург, 196247

(ответчик)

 

 (заявителю)

(заинтересованным лицам по списку, список прилагается

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 368-05-1455-А/14

                                                                 

                      г. Санкт-Петербург

Дата оглашения резолютивной части решения         – 06.11.2014

Дата изготовления решения в полном объеме           – 20.11.2014

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

 

 - заместителя руководителя, председателя Комиссии;

 

 

 

 - начальника отдела естественных монополий, члена Комиссии;

- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии заявителей «<…>», а также представителя Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» (далее - ОАО «Ленэнерго») «<…>» (по доверенности от 19.12.2013 № 818-13),

рассмотрев материалы дела № 368-05-1455-А/14, возбуждённого приказом № 151 от 05.06.2014 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС России) по признакам нарушения ОАО «Ленэнерго» (196247, Санкт-Петербург,  пл. Конституции, д.1, ИНН 7803002209) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 368-05-1455-А/14 в отношении сетевой организации ОАО «Ленэнерго» явились многочисленные заявления граждан, поступавшие в Ленинградское УФАС России (общее количество - 36 заявлений, указанных в приложении к данному решению).

Согласно заявлениям граждан, ОАО «Ленэнерго» длительное время не исполняет обязательства по заключенным с гражданами договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Даты заключения договоров, даты истечения сроков исполнения договоров также указаны в прилагаемом к настоящему решению приложении. Договоры заключались в период с 2010 по 2013 год. Наиболее ранний договор датирован 20.07.2010 (строка 18 в приложении). Срок исполнения обязательств по данному договору истек 19.01.2011. Таким образом, на момент вынесения настоящего решения просрочка  ОАО «Ленэнерго» исполнения своих обязательств по указанному договору составила 3 года и 10 месяцев.

Согласно сведениям из прилагаемой таблицы просрочка ОАО «Ленэнерго» исполнения обязательств по договорам составляет от 8 месяцев (строка 24 приложения – с 16.03.2014 по 16.11.2014) до 3 лет и 10 месяцев (строка 18 приложения - с 20.01.2011 по 19.11.2014).

Согласно пункту 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств  потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила присодинения), срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности).

В соответствии с пунктом 15 Правил присоединения (в редакциях, действовавших на даты заключения договоров с гражданами), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил присоединения, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX Правил присоединения, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ         № 442 от 04.05.2012;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами присоединения согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 Правил присоединения, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил присоединения, при этом, действие пункта 14 Правил присоединения распространяется на физических лиц, участвующих в рассматриваемом деле о нарушении антимонопольного законодательства), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки;

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

Таким образом, ОАО «Ленэнерго», являясь сетевой организацией, в соответствии с вышеуказанными положениями Правил присоединения обязано выполнить все вышеперечисленные мероприятия по технологическому присоединению (в части обязательств сетевой организации) в срок, не превышающий 6 месяцев с момента заключения договора на технологическое присоединение.

ОАО «Ленэнерго» в подтверждение отсутствия бездействия со своей стороны представило Комиссии Ленинградского УФАС России информацию о планируемых сроках технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям и имеющиеся в наличии у сетевой организации заключенные договоры подряда на выполнение работ для осуществления мероприятий по Договора присоединения (столбец 7 приложения).

Вместе с тем, факт неосуществления ОАО «Ленэнерго» технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям в сроки, установленные в Правилах присоединения и сроки, согласованные в договорах присоединения подтверждается наличием заявлений граждан в антимонопольный орган.

В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий договора.

Согласно постановлению Пленума ВАС Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006           № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Ущемление интересов лиц, участвующих в рассмотрении дела № 368-05-1455-А/14 - граждан заявителей и граждан, привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц (в общем количестве – 36 человек), установлено Комиссией при рассмотрении дела, подтверждается заявлениями граждан, поступившими в Ленинградское УФАС России и материалами дела.

ОАО «Ленэнерго» представило на заседание Комиссии объяснения причин неисполнения обязательств в срок, установленный Правилами присоединения и согласованный в Договорах присоединения, заключенных физическими лицами с сетевой организацией в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в которых ссылалось на недостаток источника финансирования мероприятий необходимых для выполнения технических условий.

Однако Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области на заседание Комиссии представил заключение с информацией, свидетельствующей о финансировании мероприятий для выполнения технических условий вышеуказанных договоров (вх. № 6025 от 21.10.2014).

ОАО «Ленэнерго» является крупнейшей сетевой организацией на территории Ленинградской области, оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям, а также сопутствующие указанному виду деятельности услуги, в том числе технологическое присоединение электроустановок заявителей к электрическим сетям.

Передача электрической энергии потребителям по электрическим сетям осуществляется в условиях естественной монополии. ОАО «Ленэнерго» (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1, ИНН 7803002209) является субъектом естественной монополии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (Приказ ФСТ России от 19.12.97 №127/8) по разделу I - услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии.

На рынке оказания услуг по обеспечению предприятий и населения электро- и теплоэнергией ОАО «Ленэнерго» включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % приказом Управления ФАС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 26.06.1996 № 02-РР (http://reestr.fas.gov.ru/welcome/find).

У заявителей нет иной возможности получить доступ к услугам электроснабжения, кроме как обратившись в сетевую организацию за технологическим присоединением. Таким образом, в результате бездействия, систематического нарушения принятых на себя договорных обязательств и норм законодательства, ОАО «Ленэнерго» злоупотребляет своим доминирующим положением.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» неосуществление сетевой организацией ОАО «Ленэнерго» технологического присоединения энергопринимающих устройств граждан «<…>», что не соответствует положениям пункта 16 Правил присоединения, нарушает условия заключенных с гражданами договоров и ущемляет их интересы.

2. Выдать ОАО «Ленэнерго» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела № 368-05-1455-А/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Ленэнерго» и его должностных лиц дел об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                          

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

20.11.2014 № Р/05/684

Генеральному директору

ОАО «Ленэнерго»

 

пл. Конституции, д.1,

Санкт - Петербург, 196247

(ответчик)

 

 (заявителю)

(заинтересованным лицам по списку, список прилагается

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 368-05-1455-А/14

                                                                 

                      г. Санкт-Петербург

Дата оглашения резолютивной части решения         – 06.11.2014

Дата изготовления решения в полном объеме           – 20.11.2014

 

Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

 

 - заместителя руководителя, председателя Комиссии;

 

 

 

 - начальника отдела естественных монополий, члена Комиссии;

- старшего государственного инспектора отдела естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии заявителей «<…>», а также представителя Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» (далее - ОАО «Ленэнерго») «<…>» (по доверенности от 19.12.2013 № 818-13),

рассмотрев материалы дела № 368-05-1455-А/14, возбуждённого приказом № 151 от 05.06.2014 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС России) по признакам нарушения ОАО «Ленэнерго» (196247, Санкт-Петербург,  пл. Конституции, д.1, ИНН 7803002209) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 368-05-1455-А/14 в отношении сетевой организации ОАО «Ленэнерго» явились многочисленные заявления граждан, поступавшие в Ленинградское УФАС России (общее количество - 36 заявлений, указанных в приложении к данному решению).

Согласно заявлениям граждан, ОАО «Ленэнерго» длительное время не исполняет обязательства по заключенным с гражданами договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Даты заключения договоров, даты истечения сроков исполнения договоров также указаны в прилагаемом к настоящему решению приложении. Договоры заключались в период с 2010 по 2013 год. Наиболее ранний договор датирован 20.07.2010 (строка 18 в приложении). Срок исполнения обязательств по данному договору истек 19.01.2011. Таким образом, на момент вынесения настоящего решения просрочка  ОАО «Ленэнерго» исполнения своих обязательств по указанному договору составила 3 года и 10 месяцев.

Согласно сведениям из прилагаемой таблицы просрочка ОАО «Ленэнерго» исполнения обязательств по договорам составляет от 8 месяцев (строка 24 приложения – с 16.03.2014 по 16.11.2014) до 3 лет и 10 месяцев (строка 18 приложения - с 20.01.2011 по 19.11.2014).

Согласно пункту 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств  потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила присодинения), срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности).

В соответствии с пунктом 15 Правил присоединения (в редакциях, действовавших на даты заключения договоров с гражданами), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил присоединения, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX Правил присоединения, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ         № 442 от 04.05.2012;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с Правилами присоединения согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 Правил присоединения, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил присоединения, при этом, действие пункта 14 Правил присоединения распространяется на физических лиц, участвующих в рассматриваемом деле о нарушении антимонопольного законодательства), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки;

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

Таким образом, ОАО «Ленэнерго», являясь сетевой организацией, в соответствии с вышеуказанными положениями Правил присоединения обязано выполнить все вышеперечисленные мероприятия по технологическому присоединению (в части обязательств сетевой организации) в срок, не превышающий 6 месяцев с момента заключения договора на технологическое присоединение.

ОАО «Ленэнерго» в подтверждение отсутствия бездействия со своей стороны представило Комиссии Ленинградского УФАС России информацию о планируемых сроках технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям и имеющиеся в наличии у сетевой организации заключенные договоры подряда на выполнение работ для осуществления мероприятий по Договора присоединения (столбец 7 приложения).

Вместе с тем, факт неосуществления ОАО «Ленэнерго» технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям в сроки, установленные в Правилах присоединения и сроки, согласованные в договорах присоединения подтверждается наличием заявлений граждан в антимонопольный орган.

В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий договора.

Согласно постановлению Пленума ВАС Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006           № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Ущемление интересов лиц, участвующих в рассмотрении дела № 368-05-1455-А/14 - граждан заявителей и граждан, привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц (в общем количестве – 36 человек), установлено Комиссией при рассмотрении дела, подтверждается заявлениями граждан, поступившими в Ленинградское УФАС России и материалами дела.

ОАО «Ленэнерго» представило на заседание Комиссии объяснения причин неисполнения обязательств в срок, установленный Правилами присоединения и согласованный в Договорах присоединения, заключенных физическими лицами с сетевой организацией в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в которых ссылалось на недостаток источника финансирования мероприятий необходимых для выполнения технических условий.

Однако Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области на заседание Комиссии представил заключение с информацией, свидетельствующей о финансировании мероприятий для выполнения технических условий вышеуказанных договоров (вх. № 6025 от 21.10.2014).

ОАО «Ленэнерго» является крупнейшей сетевой организацией на территории Ленинградской области, оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям, а также сопутствующие указанному виду деятельности услуги, в том числе технологическое присоединение электроустановок заявителей к электрическим сетям.

Передача электрической энергии потребителям по электрическим сетям осуществляется в условиях естественной монополии. ОАО «Ленэнерго» (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1, ИНН 7803002209) является субъектом естественной монополии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (Приказ ФСТ России от 19.12.97 №127/8) по разделу I - услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии.

На рынке оказания услуг по обеспечению предприятий и населения электро- и теплоэнергией ОАО «Ленэнерго» включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов с долей более 35 % приказом Управления ФАС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 26.06.1996 № 02-РР (http://reestr.fas.gov.ru/welcome/find).

У заявителей нет иной возможности получить доступ к услугам электроснабжения, кроме как обратившись в сетевую организацию за технологическим присоединением. Таким образом, в результате бездействия, систематического нарушения принятых на себя договорных обязательств и норм законодательства, ОАО «Ленэнерго» злоупотребляет своим доминирующим положением.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» неосуществление сетевой организацией ОАО «Ленэнерго» технологического присоединения энергопринимающих устройств граждан «<…>», что не соответствует положениям пункта 16 Правил присоединения, нарушает условия заключенных с гражданами договоров и ущемляет их интересы.

2. Выдать ОАО «Ленэнерго» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела № 368-05-1455-А/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Ленэнерго» и его должностных лиц дел об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                          

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 368-05-1455-А/14 [format] => [safe_value] => 368-05-1455-А/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 224 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 224 [vid] => 6 [name] => Контроль естественных монополий [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-25 08:03:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-06 08:03:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1416902696 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Лениградское областное УФАС России )